Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА
Индексы экономической безопасности
как индикатор конкурентоспособности страны

Существующая система определения международной конкурентоспособности страны использует 381 показатель. Из-за их большого количества ряд стран (по данным Б. Милнера - более 30) не способны участвовать в этих соревнованиях. Среди них и Украина.

От этого теряют и международное сообщество, и неучаствующая страна. Ведь неопределенность места и возможностей почти 15% стран мира ставит под сомнение качество итогов, создает значительную зону энтропии (неопределенности), которая, по теории нестабильности, может вмещать зону бифуркации. Такого рода неопределенность, как утверждает синергетика, представляет опасность для всего мира. Одновременно страна, не участвующая в соревнованиях, получает рейтинг от неофициальных коммерческих рейтинговых компаний. Таким образом, “место под солнцем” капиталовложений для нее становится иллюзией: компания не несет никакой ответственности за предоставленный рейтинг. Поэтому может устанавливать его “по заказу” стран-конкурентов.

Так, Украина оказалась по рейтингу возврата капиталовложений в пятой, наиболее рискованной группе. Вложения в экономику таких стран делают те, кто любит риск и готовы потерять капитал во имя удовлетворения рискованной игрой или ради получения сверхприбылей. Однако таких желающих немного.

В мире идет ожесточенная борьба на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Конкуренция на уровне предприятий (фирм, компаний) несет на себе отблеск конкуренции отраслей и стран. И наоборот.

Украина в значительной степени сама виновна в своих бедах. Выход на внешние рынки сбыта связан, прежде всего, с качеством товаров. Любая страна мира должна защищать собственный рынок от иностранных товаров, качество которых не лучше отечественных. Таким образом, украинские товары в широком ассортименте только тогда будут попадать на европейские и мировые рынки, когда повысится их качество.

С другой стороны, развитые страны ревниво воспринимают цены на чужеземные товары, конкурирующие с товарами, произведенные их собственными товаропроизводителями. Ссылаясь на Венскую конвенцию, требуют возмещения за применение демпинговых цен. И часто выигрывают судебные процессы, нанося ущерб нашим товаропроизводителям и имиджу Украины. К сожалению, мы еще не научились хорошо защищать наши интересы в международных судебных процессах. Тем временем, весь мир оберегает собственные интересы, избегая издержек от незнания или невыполнения международных правил.

Однако, начинать все же следует с внутреннего рынка Украины. Среди специалистов в сфере экономической безопасности существует два противоположных взгляда. Тогда как одни специалисты считают, что успех придет лишь вслед за радикальными подвижками в сторону качества украинских товаров, некоторые представители научной мысли призывают украинских потребителей проявлять “экономический патриотизм” (сам термин напоминает “сексуальный патриотизм” из новеллы Ги де Мопассана “Пышка”). То есть приобретать пусть худшее по качеству, зато украинское. Что непременно приведет к ухудшению обеспеченности украинского потребителя качественной продукцией. Защитники подобного подхода не понимают, что применение их рекомендаций отсекает возможность выхода на международные рынки сбыта и наносит вред украинским потребителям.

Сделаем выводы:
1. Повышение конкурентоспособности Украины на внешних рынках зависит, прежде всего, от повышения качества украинских товаров.
2. Украина, как и любая другая страна, должна предоставлять внутренние рынки в первую очередь собственным производителям. Однако при этом главным условием является равенство украинских товаров по качеству продукции иностранных претендентов на наш рынок.
3. Если предоставлять товарам из любой страны право использования наших внутренних рынков, мы должны требовать предоставления украинским товарам права на использование рынков этих стран в точно таких объемах (речь идет не только о прибыли, но и о престиже страны).
4. Получая право на использование иностранных рынков, экспортеры должны знать и соблюдать международные правила торговли (в частности. Венскую конвенцию), чтобы юридически правильно защищать собственные интересы исходя из положений данных правил.
5. Следует обратить особое внимание на то, что повышение качества товаров, которые идут на экспорт, невозможно без повышения качества изготовления товаров в стране. Поэтому большое значения приобретает контроль качества.
6. Во всем мире продают то, что имеется в излишке. Мы должны тщательно придерживаться этого требования, чтобы избежать судебных процессов об использовании демпинговых цен и недобросовестной конкуренции.
7. Экономическая безопасность Украины не может быть обеспечена до тех пор, пока не будут аккуратно выполняться перечисленные условия и требования.
 
От редакции:
Приведенная подборка выступлений на заседании “круглого стола” засвидетельствовала общность подходов к трактовке проблемы конкурентоспособности национальной экономики как индикатора сбалансированности и эффективности экономической системы страны в целом. Важнейшим выводом нам представляется тот, что для повышения качества отечественной продукции необходима широкомасштабная модернизация производств, невозможная без соответствующих финансовых ресурсов. А источники получения последних явно недостаточны без расширения сбыта продукции украинских производителей при современном уровне качества. В противном случае попытки доведения качества украинских товаров до существующего уровня качества продукции зарубежных конкурентов, обречены на провал, а предприятия - на вечное отставание от мировых стандартов Противники применения протекционистских мер во внешней торговле по-своему правы, поскольку меры по защите внутреннего рынка видятся ими в контексте сохранения дефицитности ресурсов и узости внутреннего рынка. Между тем, внешнеторговый протекционизм должен, по нашему мнению, рассматриваться как составляющая экспансионистской стратегии роста и применяться на фоне растущей платежеспособности отечественных потребителей и расширения внутреннего рынка.
Г.А. Пастернак-Таранушенко
Мария Колчерина
Центр антикризисных исследований
УНИАН
№ 14, 5-11 июня 1999 г.

<<Главная

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz