Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА

Безопасность: система, подсистема, оценки, новое оружие

Для исследований экономической безопасности нужны некоторые определения. Придадим им систему. Сложной считают систему, разложение которой образует подсистемы. То есть это — система, состоящая из элементов, и некоторые из них также являются системами, называемыми "подсистемами" или "системами 2-го порядка" (каждая из них также может быть как простой, так и сложной). Однако цель системы 1-го порядка является общей для всех систем более низких порядков. Цель системы 2-го порядка — общая для всех систем, которые ниже ее порядка. Таким образом, общую систему можно отразить как детскую игрушку и сувенир "матрешка".
Рассмотрим это представление на примере безопасности государства. Система 1-го порядка — национальная безопасность содержит в себе системы 2-го порядка, одной из которых является система "экономическая безопасность", что, в свою очередь, содержит системы 3-го порядка, в частности, систему "финансовая безопасность" (такое ранжирование частично было освещено специалистом по финансовой безопасности государства профессором Н. Н. Ермошенко 1).
Сравнивая обеспечение национальной безопасности разных стран, увидим сплошную плоскость каждой из них. А уменьшая масштаб до уровня подсистем, которые содержит в себе система, будем иметь возможность сравнивать состояние обеспеченности экономической безопасности этих стран. К сожалению, таким сравнением в нашей стране еще не занимаются. Вообще научное обоснование обеспечения экономической безопасности слишком слабое, хотя издано достаточно статей известных экономистов — Л. Абалкина, Г. Арбатова, А. Пороховского, В. Рубанова, В. Сенчагова, В. Тамбовцева, Е. Бухвальда, Н. Гловацкой и других—и даже учебник 2.
Реалии Украины диктуют потребность в определении причин угроз, того, что их создает (и применения интенсивных методов противодействия им в связи с нехваткой ресурсов и жесткой зависимостью от их снабжения и поставщиков). Определимся: если созданию или поддержанию состояния безопасности государства мешают объективные причины (наводнение, землетрясение, посторонняя реакция и т.д.) - государство должно применять пассивную защиту. Если же это - следствие действия искусственно созданного неблагополучия, - следует определить, откуда оно происходит и из-за чего. То есть узнать, кто и какое экономическое оружие применил. Исследований в этом направлении еще нет (это подтвердило заседание рабочей группы Украина-НАТО по вопросам экономической безопасности, проходившее в Киеве 22-23 ноября 1999 г.). Поэтому нет полного перечня и описания видов экономического оружия. Однако государство должно принять адекватные меры в отношении страны-агрессора, то есть создать активную защиту.
Проблема же становится все более важной, угрожая выйти за рамки пространства национальной безопасности. Особенно мощный толчок поискам безопасности и развития науки дали разработка и использование так называемого "экономического оружия" развитыми странами. Отныне понятие "экономическая безопасность" стало более емким.
Охарактеризуем некоторые из видов "экономического оружия".
 
Экономическое разбалансирование. В каждом государстве имеет место определенное разбалансирование в экономическом развитии регионов, являющееся источником напряженности в государстве. Если увеличить его до определенного предела, начнется существенное неблагополучие. Между регионами будут возникать или обостряться противоречия, противостояния, конкуренция. Известно, что интересы регионов лоббируют в высших законодательных и исполнительных органах власти. При указанных условиях лоббирование увеличивается, противостояние обостряется. Внутренние столкновения по значимости превышают внешние. Страна ощущает дисбаланс. Начинается внутриполитический кризис, который может привести к изменению правительства, повышению уровня социальной напряженности и даже — к отделению регионов от государства и его гибели. Все это существенно подрывает конкурентоспособность государства на внешнеполитической арене и на мировых рынках.
Какое и каким образом для этого применяется оружие? Изучив внутриполитическое состояние страны, определяют уровень социальной напряженности в отношениях между регионами, устанавливают их причины. Если они вызваны разницей в уровне экономического развития или в структуре экономики, используют метод внесения. Сущность его заключается в экономических мерах, которые нацелены на ускорение развития более развитого региона.
На практике делают "финансовые инъекции" путем создания зарубежных фирм, их филиалов или "джоинт венчур" (совместных предприятий). Имея достаточные финансовые мощности, можно поднять развитие одного из регионов страны-соперницы на значительно высший, чем в других регионах, уровень за незначительное время. Это автоматически приведет к указанным результатам. Усилить воздействие можно благодаря использованию агентов влияния в парламенте или в органах исполнительной власти через лоббирование ими интересов данного региона. Это — прямой метод.
Обратный метод заключается в ухудшении экономики наименее развитого региона. В этом случае используют средства уменьшения производства и услуг и увеличения безработицы. Например, в регионе, находящемся рядом, открывают фирмы или их филиалы, где заработная плата выше средней в слабом регионе. Осуществляется переток населения, что обескровливает менее развитый регион и ведет его экономику к полному или частичному разрушению. А иногда выкупают контрольный пакет акций местных фирм с наибольшей численностью работающих и затем прекращают их работу.

Экономическая экспансия. Она имеет много разновидностей. Это очень мощное и действенное оружие. В зависимости от ресурсов, используемых как орудие, ее делят на финансовую, трудовую и товарную.

Финансовая экспансия. Это - экономическая экспансия, осуществляемая за счет использования финансовых ресурсов. Реализуется путем захвата финансово-кредитной системы страны. Ее пассивный метод — предоставление кредитов (так, внешний долг Украины с 1992 г. по 1999 г. возрос с 0,5 млрд. до 12,6 млрд. дол.3); активный — скупка акций наиболее крупных банков и фирм. Пассивная финансовая экспансия создает возможность воздействия, не используя непосредственного управления банком или фирмой на месте. То есть путем давления долговыми обязательствами, привязки экономики страны к донорству и использования этой "привычки". Вместо того, активная — фактически уничтожает зависимость экономики, а через это и политики страны (иногда такой процесс сопровождается созданием кланов из иностранных граждан, как это было в Индонезии).

Трудовая экономическая экспансия предполагает создание зависимости экономики от использования рабочей силы другой страны. Пассивная трудовая экспансия — это медленное наполнение рынка труда рабочими другой страны, приезжающими лишь на заработки (свыше 500 тыс. граждан Украины, например, работает в России, более 140 тыс. — в Чехии). Активная - наполнение страны иностранцами, переезжающими в нее на постоянное место жительства. В обоих случаях заинтересованная страна использует собственные ресурсы и возможности для помощи в создании потока работников и его направлении (пассивная — китайцы в Украине, индусы и пакистанцы — в Объединенных Арабских Эмиратах, в Иордании; активная — китайцы в США, в других развитых странах). Пассивная трудовая экспансия не всегда используется для увеличения зависимости другой страны, чаще — для улучшения состояния собственной экономики и социального климата в стране (прежде всего, путем снижения уровня безработицы). Активная трудовая экономическая экспансия всегда направлена на подчинение экономики и политики другой страны интересам страны-агрессора.

Товарная экономическая экспансия. Она означает заполнение внутренних рынков страны товарами другого государства, особенно, когда отсутствует альтернатива (как это происходит с обеспечением Украины энергоносителями). Такая экспансия обеспечивает действенный рычаг принуждения, способность вынудить зависимую страну к принятию экономических и политических решений, противоречащих ее национальным интересам и служащих интересам страны-агрессора.

Финансовые кризисы. Это - самое острое орудие. Такие кризисы создаются искусственно путем выкупа акций крупнейших компаний, а потом одномоментного выброса их в продажу по низким ценам (первый путь) или через скупку значительного количества национальной валюты (наличностью) и одномоментного ее использования для закупки иностранной валюты (как правило, долларов США), что резко снижает курс национальной валюты (второй путь). Иногда одновременно используют оба указанных приема. Этот механизм рассчитан на создание паники. Мелкие акционеры, побаиваясь утраты собственных вкладов, начинают поспешно продавать акции и забирать вклады из банков. Вследствие этого национальная валюта еще более обесценивается, возрастают цены, увеличивается оплата за предоставление кредитов.
Наиболее уязвимы страны с развитым фондовым рынком. Можно вспомнить, как паника на нью-йоркской бирже 29 октября 1929 г. положила начало Великой депрессии 1929—1934 гг. в США или как за один день в конце 90-х годов ХХ-го столетия утратили миллиарды долларов такие "столпы" финансов и предпринимательства, как Б. Гейтс и Дж. Сорос.
Финансовые кризисы по времени их господства разделяют на краткосрочные и длительные. Один из них начался в 1997 г. и длится до сих пор. При этом большое значение имеет то, что существует общемировая финансовая система. Из-за этого кризис в одной стране отражается на состоянии финансов и экономики других стран. Это иногда делает кризис перманентным, обусловливает перелив его из одной страны в другую (Южная Корея, Япония, Таиланд, Индонезия, Россия, Мексика, Бразилия и др.).
Чтобы погасить его, указанная финансовая система через финансовые механизмы и соответствующие банки (МВФ, Всемирный банк и т.д.) предоставляет крупные кредиты. Например, Бразилии, по данным "Файненшл Тайме", приведенным О. Гомонюком 4, для преодоления финансового кризиса предоставлен кредит в размере 41,5 млрд. дол. Для сравнения: Россия почти год ведет переговоры, чтобы получить 4,2 млрд. дол, то есть в 10 раз меньше.
Если присмотреться внимательнее, может возникнуть мысль, что миром правят через финансы. Имеет ли она основания? В определенной мере имеет. Прежде всего потому, что из четырех групп ресурсов финансовая наиболее пригодна для руководящей роли. Перемещение значительных объемов материальных и трудовых ресурсов требует использования огромного количества транспортных средств и времени. А временными ресурсами вообще руководить невозможно: время подвластно лишь истории. Финансовыми же ресурсами можно руководить не отходя от компьютера, перенося цифры с одного счета на другой. Кроме того, если бы существовала определенная группа, руководящая миром через финансы, у нее не было бы необходимости подтверждать наличие достаточного количества денег. То есть ее возможности были бы неограниченными. Сколько бы хотела, столько бы и ввела в компьютерные счета. Местом пребывания ее были бы, вероятно, США (ведь именно оттуда руководят теперь кредитами МВФ и Всемирный банк).
Таким образом, по логике, управление миром через финансы может осуществляться. Поэтому уместно, по нашему мнению, вспомнить разговоры, что якобы повседневно идет тайная война между арабами и евреями. Первые применяют терроризм и нефтесредства, вторые — финансовые возможности и разум. Поэтому, говорят, цена на нефть несколько лет подряд уменьшалась, сокращая поступления средств в арабские страны. Первой жертвой такого противостояния стала... Россия: несколько лет подряд она теряла существенную часть прибыли, составляющей миллиарды долларов.
Считаем, что в этой гипотезе содержится и противоречие. Во-первых, руководящая финансовая группа (РФГ) могла бы свести Россию к такому же уровню обнищания без применения уменьшения цен на нефть и газ. Поскольку Россия просит предоставить кредит, то играя им, РФГ могла бы требовать изменений в правительстве, политике и т.п. Во-вторых, любым способом РФГ будет требовать одного: подчиненности. А в отношении этого долги через кредиты действуют не хуже, чем снижение цен на нефть.
С другой стороны, имеются определенные доказательства, говорящие в пользу существования РФГ, - например, финансовый кризис в Японии, национальное богатство которой составляет 64,3 трлн. дол.5 (Какую же надо было иметь финансовую мощь, чтобы довести такую страну до финансового кризиса!). Почему это оружие применено к Японии? Она — первый конкурент и противник в мире для США. Кроме того, на примере такого финансово мощного государства легче показать всему миру возможности РФГ. Еще одно доказательство - Южная Корея, "бумажный тигр", который слишком быстро вскарабкался вверх (да еще и, по сообщениям неофициальных источников, "подкармливает" Северную Корею, которая создала собственные ракеты, способные нести ядерное оружие). Потом — другие страны Юго-Восточной Азии, в частности, Индонезия, господство в финансовой сфере которой китайцев вряд ли устраивало бы РФГ, и, в конце концов, Россия, хотя и в упадке, но все еще страна-монстр, едва ли не единственная в мире, способная противостоять диктатуре США.
Показательным является также пример Мексики и Бразилии. Эти страны вели неправильную экономическую политику, которая рано или поздно должна была привести их к финансовому краху. Не ожидая, пока дойдет до необходимости вмешиваться и предоставлять материально-ресурсную помощь, их довели до финансового кризиса и оказали огромную помощь. Чем не "добрый дядюшка Сэм"?! В своем регионе выглядит как благодетель. Однако теперь намного легче руководить Центральной и Латинской Америками. Ведь Мексика и Бразилия — крупнейшие страны в этих регионах. Абрисы РФГ становятся настолько реальными, что кое-кто даже называл фамилии ее членов (среди них — Билл Гейтс, Джордж Сорос).
Хотя все отмеченное и доказывает реальность управления миром РФГ, утверждать такое нельзя. Прежде всего потому, что это ухудшит ситуацию в мире, обусловливая предубежденное отношение к событиям и к собственной деятельности стран, фирм, людей — как будто бы результаты известны заранее и ничего нельзя изменить. Это противоречило бы логике исторического развития и стало бы помехой прогрессу. Финансово-кредитная система мира от такого предположения изменилась бы. Каждая из стран, чтобы защитить себя, должна была бы перейти к замкнутой финансовой системе с максимальным ограничением внешних контактов (детальнее см. в работе 6). То есть хозяйство мира напоминало бы организм с большим количеством тромбов, которые мешали бы или делали невозможной работу кровеносной системы, что привело бы к гибели или, по меньшей мере, к значительному неблагополучию экономику всего мира.
У читателей может возникнуть вопрос: зачем мы даем толкование видов экономического оружия и каким образом все это касается Украины? Во-первых, речь идет об обеспечении экономической безопасности, независимости и суверенитете украинского государства. Поэтому читатели должны знать все, что в той или иной степени позволяет улучшить жизнь в нашей стране, защитить ее от покушений и неблагополучия. Во-вторых, основы науки развиваются независимо от того, нравится это всем или нет. В-третьих, все, что происходит в мире, тем или иным путем отражается на состоянии нашей страны, на жизни ее населения. Поэтому, если действительно изменение цены на нефть зависит от упомянутой РФГ, бензиновые трудности в нашей стране в определенной степени имеют свои корни в политике, упомянутой в статье.
Не менее интересно отражение поведения финансовой системы мира на состоянии финансовой системы Украины. Уровень обеспеченности экономической безопасности Украины рассчитывается с использованием статистических данных по определенной формуле. Приведем формулу для расчета коэффициента финансовых возможностей:

 
потребности государства (для нормального его функционирования и развития) (грн.).
 
Как показывает приведенная имитационная модель, увеличение задолженности способно привести государство к общему кризису и распаду (приведена лишь небольшая часть результатов исследований, которые используются для разработки документов, регламентирующих обеспечение экономической безопасности Украины. Но для этого достаточно, чтобы понять смысл работы исследователей, в том числе по определению и противодействию экономическому оружию).
Следует отметить, что перечень видов экономического оружия быстро пополняется. Учитывая, как важно держать сведения о нем в секрете, ни одна из стран, его применяющих, не предоставляет информации. Наоборот, все делается для того, чтобы искусственно вызванные экономические неполадки имели естественный вид.
Если создается и применяется оружие, должно быть разработано противодействие. Поэтому, приводя перечень и определение его видов, надеемся раскрыть информацию и о нейтрализации их действия. Кроме того, перечень, который начали показывать, будет продолжен в ближайшее время.
Украинские ученые и специалисты продолжают работать над обеспечением экономической безопасности нашей страны. Это получает отражение в том, что указанной проблемой проникается большое их количество (в том числе академик НАНУ И.Лукинов, заместитель министра экономики И.Шумило, начальник Главного экономического управления Министерства обороны, доктор экономических наук В.И.Мунтиян, ученые Национального института стратегических исследований (НИСИ) СНБОУ и Национального института украинско-российских отношений СНБОУ и многие другие).
Закончить нужно было бы предупреждением: данная статья ни в коей мере не претендует на неопровержимость изложенного. Новое всегда имеет большое количество противников. Считаем, что наука состоит из гипотез, идей, предположений и доказательств, которые либо опровергают, либо доказывают их правильность. Однако без поисков науки не бывает.
 
 
1. См.: Єрмошенко М.М. Основні засади підвищення фінансової безпеки держави. "Стратегічна панорама" № 1-2, 1998, с. 99-114.
2. См.: Економічна безпека держави. Підручник для службовців державного управління. Под редакцией профессора Б. Кравченко. К., Институт государственного управления и самоуправления при Кабинете Министров Украины, 1994, 140 с.
3. См.: "Голос України" от 15 октября 1999 г., с. 1.
4 См.: Гомонюк О. Перспектива развития мира до 2000 года. Money Maker, март 1999, с. 16-19.
5 См.: Скільки коштує Японія? "Голос України" от 17 января 1997 г., с. 5.
6 См.: Экономическая безопасность: финансовые ресурсы и кризисы. "Підтекст", 14-20 октября 1998 г., № 34 (104), с. 27-34.

Г.А. Пастернак-Таранушенко

"Экономика Украины"
№12 (461) Декабрь 2000 г.

<<Главная

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz