Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА

Результаты исследования путей обеспечения экономической безопасности Украины

Проблема экономической безопасности в последние годы заняла главенствующее место в научной литературе и практике. США привлекли к. делу ЦРУ 1, Россия — известных ученых (таких, как Л. Абалкин, Б. Мильнер, А. Пороховский, В. Сенчагов и др.) 2. В России создана экономическая разведка (которая недавно обезвредила группу взяточников, которые, занимая высокие должности главы и заместителей главы Госкомстата России, продавали важную информацию, из-за чего имидж страны и ее экономика понесли большие потери), во Франции — специальные разведывательные подразделения 3. Мир признал важность проблемы.

А Украина? Специалисты из Национального института стратегических исследований при Совете национальной безопасности и обороны Украины издали в 1997 г. монографию 4; Институт государственного управления и самоуправления при Кабинете Министров Украины — учебник для слушателей, обучающихся по специальности “Служащий государственного управления”5; “Вестник Национальной Академии наук Украины” — ряд статей по этой тематике 6; газеты иногда публиковали обширные материалы, которые не всегда квалифицированно отображали как проблемы, так и их решения 7, или небольшие материалы, содержащие “жемчужины” ценных идей 8. Кажется — все хорошо. Однако это — чисто формальное восприятие.

Экспансия производителей из других стран продолжает вытеснять украинских производителей с собственных рынков сбыта. Состав населения изменяется посредством замены вымирающих местных жителей (“на 1 июля 1998 г. население Украины составило 50,3 млн. чел. Основной причиной уменьшения численности населения остается его естественное сокращение, которое в январе — августе 1998 г. составило 158,5 тис. чел.” 9) на выходцев из стран Средней и Юго-Восточной Азии и Африки. Трудовые ресурсы распылены: 2,9% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте — официально зарегистрированные безработные (по состоянию на 1 июля 1998 г.10), часть работает за рубежом (согласно сообщениям средств массовой информации (СМИ), это — свыше 2 млн. лиц, из них свыше 600 тыс. — в Тюменской области России, около 140 тыс. — в Чехии), рискуя жизнью и получая заработную плату втрое ниже той, которую получают местные жители за ту же работу.

Украинские предприятия несут убытки из-за проигрышей судебных процессов по демпингу, морской и воздушный флот — от задержек судов в других странах по искам иностранных фирм, которые чаще всего спекулируют на правовой незащищенности украинских компаний. Энергоносители и до сих пор являются источником возрастающего давления на государство и государственность Украины. Сырье продается за границу за бесценок. Участились случаи отравления наших граждан некачественными иностранными продуктами. Фактически неконтролируемый импорт останавливает отечественное производство, обесценивает продукцию отечественных сельхозпроизводителей. Иностранные банки начинают вытеснять украинские банки из Украины. И все это — из-за необеспеченности экономической безопасности (экосестейта).

Однако нужно отметить, что определенные шаги сделаны. В Совете национальной безопасности и обороны при Президенте Украины создано Управление экономической безопасности. Национальный институт стратегических исследований (НИСИ) и Национальный институт украинско-российских отношений (НИУРО) работают безостановочно. Понимая значение экономической безопасности, Кабинет Министров Украины издал распоряжение от 25 мая 1998 г. (№ 345-р) о создании рабочей группы, задачами которой являлась разработка до 15 августа этого года стратегии, а до 15 октября — Национальной программы обеспечения экономической безопасности Украины до 2005 года.

Что же мы имеем сегодня? Приведенные факты ответили на вопрос. Это — не критика, а констатация. Потому мы вынуждены снова вернуться к теме, чтобы изложить результаты осуществленных за прошлые годы исследований и попробовать доказать реальность обеспечения экосестейта в Украине сегодня и в будущем.

Все упомянутые украинские учреждения исходят из того, что достаточно изложить методологию или методику, чтобы появилась защищенность. Однако жизнь опирается не только на теоретические выводы и начала, но и на действия. Например, во времена правления генерала де Голля экономику Франции значительно поддерживали поступления от так называемой “сети Фокара” 11 (хотя никаких исследований и теоретических работ французская разведка, осуществлявшая операции, не проводила). Поэтому мы должны четко осознавать важность для обеспечения экосестейта как теории, так и практических действий. Для того, чтобы сознательно изменять либо удерживать ситуацию, следует ее знать. В данном случае “знать” означает владеть определенным объемом статистического материала, на основе которого было бы возможно сделать анализ, а затем — прийти к нужным выводам. Однако этого не достаточно. Нужно владеть механизмом, позволяющим воспринимать и оценивать информацию адекватно состоянию, в котором находится предмет исследования. Такой механизм основывается на началах истории, на умении осмысливать, что происходит и почему (именно этого пока что не хватает украинским специалистам). Государство — это система. Следовательно, для ее защиты нужно знать, по каким законам она существует, что представляет угрозу ее существованию, в чем эти угрозы проявляются, как и чем их можно предупредить. Нужно знать, что такое “стабильность”, рамки этого понятия, условия и результаты их изменения (например, разработанный В. Шлемко и И. Бинько математический аппарат этого не учитывает).

Попробуем кратко изложить суть. Система состоит из элементов, которые по своей природе тяготеют к освобождению из нее, а, освободившись, стремятся снова войти в систему. Таким образом, с этой точки зрения, мир — это сочетание систем с хаосом, основу которых составляют элементы (о направленности которых речь уже шла). Сложные системы содержат элементы, некоторые из которых (или все) также являются системами. Например, человек — сложная биоэнергетическая система (формирующаяся из физической, психической и душевной составляющих, каждая из которых также является системой) — является элементом системы “государство”. Существование мира (и в мире) основывается на началах логики: последовательности, определенности, непротиворечивости, обоснованности (однако, как свидетельствуют результаты исследований лауреата Нобелевской премии И. Пригожина 12, логика имеет свои проблемы). Однако теория потенциальных конфликтов доказывает, что ни миру, ни в мире существовать без противоречий невозможно 13. Из-за этого — необходимость еще одного ограничения: требование установления порогов восприятия.

Наукой об экономической безопасности государства установлено четыре порога: чувствительности, уязвимости, покоя и распада 14. Совокупность ограничений, создающих оболочки защиты, сведена в систему критических ограничений (СКО), которой установлена конечная значимость каждой из угроз. Главной причиной противоречий в мире являются нехватка ресурсов и желание получить их. Чтобы выразительнее выделить отмеченное, нужно обратиться к основам энергетического строения мира.

Каждая из составляющих мира (элемент или система) направляет усилия на продолжение времени собственного существования, ограниченного количеством энергии (ресурса), потому и борется за сохранение собственной энергии и использование энергии других составляющих мира на собственные нужды. Поскольку считается, что количество энергии в мире жестко ограничено, то появление каждой новой составляющей не желательно для всех других. Из-за этого новая составляющая мира, рождаясь, вступает в естественное противоречие со всеми другими составляющими (как здесь не вспомнить высказывание английского философа Т. Гоббса: “Война всех против всех” 15). С учетом этого государство (как любая система) должно ожидать возникновения угроз со стороны любого другого государства (внешние угрозы) или от любого из граждан либо объединений людей (внутренние угрозы) и нейтрализовать их. В этом и состоит обеспечение безопасности (следует еще отметить потребность в предвидении возникновения угроз и в их предупреждении посредством выполнения профилактической работы).

Что же именно несет в себе угроза, и что это есть “угроза”? Угрозой считают действие, прямо или косвенно направленное на уменьшение уровня стабильности (в литературе — “состояние покоя в государстве”), то есть нарушение условий устойчивого существования и развития государства. Стабильность измеряется обеспеченностью функционирования и развития государства необходимым количеством материальных, финансовых, трудовых и временных ресурсов. Выделяют следующие состояния стабильности: неполной стабильности, полной нестабильности и динамичной стабильности (нужно отметить, что стабильность, как и что-либо в мире, является динамичной и изменяется во времени).

Полная нестабильность означает момент уничтожения государства или изменения государственного строя. Этот уровень имеет следующие признаки: несоблюдение любых прав человека (человек не имеет права распоряжаться своей собственностью и даже собственной жизнью), полное преобладание государственных интересов (либо интересов государственного строя) над интересами человека и организаций людей, единоличное управление (диктатура), самые большие расходы на содержание армии или правоохранительных формирований, разрушение общественной и политической жизни (запрет деятельности политических партий и общественных организаций, прежде всего — профсоюзов, обесценение жизни человека-гражданина). В этих условиях наиболее эффективно использование военного управления.

Состояние неполной стабильности характеризуется частичным возвратом прав человеку и общественным организациям (человек распоряжается своей жизнью), восстановлением некоторых форм политической и общественной жизни (разрешены деятельность партий, профсоюзов, распоряжение собственностью и проведение выборов и т. д.). Признаки этого уровня —господствует экономический кризис (а иногда и связанный с ним демографический кризис). Наиболее эффективно в это время экономическое управление.

Во время динамичной стабильности бурлит политическая и общественная жизнь, полное соблюдение прав человека становится основным приоритетом деятельности государства, экономические неурядицы сводятся к самому низкому уровню 16.

В настоящее время Украина живет в условиях неполной стабильности. Следовательно, наиболее эффективным для нас является использование экономического управления, которое бы направляло основные усилия на преодоление экономического кризиса (последний, к сожалению, сопровождается в нашей стране демографическим кризисом 17). При определении своих действий нужно исходить из того, будут ли они отвечать требованиям существования и развития государства и населения. Анализируя состояние экономики, социальной защиты, политической жизни в стране, исследователи должны исходить из оптимистических начал (то есть не из того, что “чем хуже, тем лучше”, а, наоборот, постоянно утверждать, что из любой ситуации есть выход, поэтому желаем победы и идем к ней). К сожалению, эта установка плохо усвоена многими ведущими украинскими политиками и учеными.

Перейдем к механизму обеспечения экосестейта в Украине. Признаком преодоления кризиса является развитие. Появление признаков развития (рост ВВП, снижение уровня инфляции, рост производства, устойчивость национальной валюты, уменьшение безработицы, повышение благосостояния населения и т.д.) указывает на то, что государство выходит на новый уровень стабильности (однако это не означает, что уже окончилась забота об обеспечении экосестейта. Изменение приоритетов приводит к преобладанию обеспечения экономической безопасности человека над обеспечением экосестейта). Поскольку стержнем является развитие, то мы должны установить основные факторы, обеспечивающие его. По заказу Мирового банка ученые провели соответствующие исследования, результатом которых стало утверждение, что основа развития — наличие достаточного количества человеческих, природных и финансовых ресурсов 18. Такое состояние и является обеспечением экосестейта, разработку любой программы которого следует начинать с расчетов имеющихся и необходимых ресурсов. Затем идет поиск решений, которые бы помогли найти недостающие ресурсы и определить направления появления угроз.

Для этого используют и применяют как основы логики, так и положения теории нестабильности, согласно которой доказано существование так называемых “зон бифуркации”, где логика будто бы не действует. (“Будто бы” — потому, что в действительности логика является сквозной. Она действует и в “зонах бифуркации”, но человек привыкает к прямой логике и штампам, следовательно, не стремится переступить через собственные устоявшиеся представления. В действительности же речь идет о том, что люди воспринимают все как непрерывное. В жизни же все — дискретное. Следовательно, кривые или прямые, которыми наполняют графики, на деле являются совокупностью отдельных точек-импульсов. Импульс, попадая в “зону бифуркации”, не попадает в точку действия, а проходит между двумя такими точками. За счет этого его энергетические возможности увеличиваются. Попадая в промежутки между точками управления, импульс приобретает огромный энергетический потенциал и становится способным привести к последствиям, значимость которых не сравнима с его начальной энергией).

Такими алогизмами являются, например, террористические акты и любые проявления терроризма. Средой, создающей импульсы беспокойства, является конкурентная борьба. Это естественно. Ведь конкуренция сопровождает человека, объединения людей, государство все время, их существования. Страна конкурирует с другими странами в борьбе за ресурсы. Из-за этого выигрыш в конкурентной борьбе рассматривается как средство обеспечения экосестейта. Главными направлениями достижения этого является возможность достаточно и своевременного обеспечения функционирования и развития государства четырьмя указанными группами ресурсов. Таким образом, графически обеспечение экономической безопасности приобретает вид четырехгранной пирамиды. Ведь каждый из типов ресурсов сверху вниз расширяется, детализируясь по видам и разновидностям содержащихся в нем составляющих. Так, например, материальные ресурсы на первом уровне состоят из сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, используемых в качестве исходной. На следующем уровне каждый из отмеченных видов снова детализируется. Так, сырье состоит из энергоносителей (угля, газа, нефти, электроэнергии и т.д.), добываемых ресурсов (железной, марганцевой, титановой, урановой руды и т. д.), сельхозсырья (хлопка, шерсти и т. д.). Следует отметить, что время как четвертая составляющая является определением качества и надежности. Таким образом, мы имеем схематическое изображение обеспечения экосестейта, нами определен и главный его инструмент — конкурентоспособность.

Теперь нужно определить рамки, ведь в действительности обеспечение экосестейта имеет вид трех четырехгранных пирамид, вложенных друг в друга. Первая — в пределах порога чувствительности, вторая — порога уязвимости, третья — порога распада. Данные каждой из них приводятся в системе критических ограничений (СКО), отражающей состояние экономической безопасности государства во времени и пространстве. Зная СКО, можно направить деструктивные действия на самые болезненные точки, что приведет к распаду (гибели) государства (либо к свержению государственного строя), или шантажировать государственную власть, требуя политических, экономических, территориальных уступок в пользу другого государства (на сохранение государственной тайны следует обратить особое внимание из-за неправильного понимания некоторыми государственными служащими демократии как отсутствия любых тайн).

Ведущие государства мира именно этому вопросу уделяют самое пристальное внимание. Контрразведки считают наиболее приоритетным направлением своей деятельности защиту экономических интересов государства, национальных производителей, предприятий и предпринимателей. В то же время разведки работают над получением информации экономического характера. Благодаря усилиям этих спецслужб страны достигают высокого уровня (рейтинга) конкурентоспособности и обеспечивают его национальным предприятиям 19.

Пришло время и Украине перенять это — скоординировать действия, создать защиту собственных интересов и получать данные об интересах потенциальных противников-конкурентов, создавая надежное пространство для существования и развития собственного предпринимательства. Недавно обнародованный Закон Украины “О Совете национальной безопасности и обороны Украины” в Общих положениях (ст. 1) утверждает: “Совет национальной безопасности и обороны Украины, в соответствии с Конституцией Украины, является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны Украины...”. Действительно, в составе этого Совета есть управление экономической безопасности, обеспечивающее данную координацию. Однако единой политики по обеспечению экосестейта Украины еще не существует. Об этом красноречиво свидетельствуют упомянутые факты, которые угрожают национальным интересам нашего государства (в частности, повышенная зависимость Украины от снабжения российскими энергоносителями или от их получения через российские трубопроводы. Из-за чинимого “Газпромом” сопротивления наша страна не может получить газ по соглашениям, заключенным с Туркменистаном и Узбекистаном. Неужели нельзя получать газ от Норвегии через Германию, куда российский газ поступает через территорию Украины? Очевидно, этому мешают как внешние, так и внутренние противники (в частности, мошенники-газотрейдеры, имеющие высоких покровителей). Поэтому Украина покупает у России газ дороже на 35 дол. за 1000 м3 его действительной цены).

Таково же положение дел в обеспечении нефтью. Терминал возле Одессы не строят (видимо, к этому приложили руки и спецслужбы одного из соседних государств), ожидая, что более мощный достроят в Новороссийске, и тогда украинский терминал будет не нужен.

Полная беспомощность проявляется властью в борьбе с экономическим терроризмом внутри страны. Обратимся только к одному из многочисленных примеров. Телефонная сеть Украины является территорией фирмы, которая, пользуясь монопольным правом, повысила, по сообщениям СМИ, с 1 апреля 1998 г. в 1,5 раза цены на телефонные услуги населению. В рыночных условиях такое нельзя допускать. Потребитель должен иметь выбор. Государство же только обеспечивает соблюдение его прав. Неужели не понятно, что повышение цен на телефонную связь приведет к росту общего уровня цен, что, в свою очередь, повысит и без того высокий уровень социального напряжения в обществе. Таким действиям должны противостоять органы защиты экономической безопасности (вспомним, как президент США Дж. Кеннеди заставил сталелитейные компании согласиться на снижение цен). “Раскачивать” экономику государства, подрывать социальный мир в стране, безответственно относиться к общегосударственным интересам — этого не должен делать никто.

С учетом того, что главные усилия государство должно сосредоточить на преодолении экономического кризиса, наиболее эффективным является экономическое управление, требующее изменения не отдельных законодательных и нормативных актов, а всей правовой системы государства (и психологии каждого человека также). Это означает, что каждый из таких актов должен быть направлен на увеличение экономического потенциала страны. На сегодняшний день власть не контролирует разработку законов, подзаконных и нормативных актов, способных существенно повлиять на состояние экосестейта (например, законы, регулирующие инновационную и инвестиционную политику Украинского государства. Иначе чем объяснить, что наше государство берет на себя обязательство перед покупателями украинских евробондов платить 16,2% годовых при максимальной прибыльности евробондов других стран в 9%?).

Государственному управлению нужно отойти от “совковых” основ, когда на руководящие должности назначался не тот, кто был способен руководить лучше, а тот, кто угождал руководителям. Кадровое обеспечение государственного управления — краеугольный камень определения “качества управления” страной. До сих пор такого понятия в Украине не существует.

Подведем итоги. Нами определены основные направления обеспечения экосестейта; установлено, какие государственные органы должны это делать; признано, что стержнем государственной политики является кадровое обеспечение государственной службы; приведена схема обеспечения экосестейта; сделан частичный анализ состояния дел в обеспечении экосестейта в Украине. Таким образом, мы уже знаем, что, как и кто должен делать. Видимо, пришло время для разработки новых теоретических начал и идей.

Мы определили, что стабильность государства имеет три уровня, а управление во время пребывания стабильности государства на этих уровнях бывает трех типов. Теперь обратим внимание на некоторые интересные вещи. Уровень стабильности устанавливается посредством сопоставления уровней развития экономики, права и ментальности (самоопределения). Каждый из этих трех векторов способен не только влиять на состояние государства, но и привести к его разрушению. Их действие можно наблюдать на определенных неудачах в развитии Украинского государства. Вначале — взрыв роста ментальности. Создаются правовые ассоциации и союзы, Верховным Советом разрабатывается и принимается значительное количество законов (только Верховным Советом 13-го созыва принято свыше 750 законов), Президент издает указы, Кабинет Министров — постановления. Все регламентируется, разрешается, запрещается. Затем — наоборот, не регламентируется, не разрешается и не запрещается. Теперь выяснилось, что большинство положений этих документов не выполняется. Почему? Чаще всего из-за того, что на время их принятия в них еще не было необходимости. А здесь еще, к тому же, и нехватка средств, неподготовленность субъектов и объектов, коррумпированность чиновничества и т. д. И хотя все громче звучат декларации о необходимости развития экономической составляющей, действия властных структур и до сих пор не ориентированы на это. Таким образом, разбалансированность данных трех составляющих — показатель уровня стабильности. Это — что касается государства и государственного управления. Однако никакие схемы и уровни государственного и регионального управления не будут эффективны до тех пор, пока не будет определена перспектива. Чего мы стремимся достичь? Как этот общественный строй называется и каковы его основные черты?

Если сувереном является человек, то все усилия должны быть сконцентрированы на нем, на обеспечении его потребностей, бытия и прав. Тогда и выясняется, что человек — также система (биоэнергетическая), состоящая из трех составляющих: физической, психической и душевной. Наличие первых двух признают все. А вот третий элемент системы... Что это такое? Физическую составляющую можно увидеть, услышать, ощутить при прикосновении. Вторую — можно ощутить и оценить. Что же касается третьей, то нужно преодолеть стереотипы мышления, чтобы хоть немного ее понять. Эта составляющая обеспечивает баланс, дающий человеку возможность находиться в состоянии динамического равновесия. Она содержит в себе элементы, уравновешивающие действия и обеспечивающие сосуществование двух других составляющих (вспомните устойчивые высказывания: “душевный покой”, “душевнобольной” и т. д.). Именно от нее зависит внутреннее и душевное спокойствие человека, состояние его психики. Пусть скептики знают, что человек — главный элемент системы “государство”. И три упомянутые составляющие, определяющие уровень стабильности государства, тесно связаны с отмеченными тремя составляющими системы “человек”. Непонимание этого приводит к увеличению числа самоубийств и террористических актов, которые непосредственно и отрицательно влияют на уровень стабильности государства.

Следовательно, чтобы обеспечить экосестейт, следует принять следующие меры:

— разработать и принять концепцию экосестейта;
— подготовить программы оперативного, тактического и стратегического обеспечения экосестейта;
— построить технологию этого дела с указанием конкретных учреждений, которые будут осуществлять единую государственную политику в обеспечении экосестейта;
— иметь орган, который бы координировал и контролировал выполнение данных программ;
— вести политику, которая бы учитывала основные начала науки об обеспечении экосестейта;
— переориентировать государственный аппарат на работу в условиях применения экономического типа управления;
— коренным образом изменить кадровую политику, осуществлять подбор кадров исходя из соответствия характера кандидатов требованиям государственной службы и экономического управления;
— провести с целью исключения параллельных и неполезных для государства действий функционально-стоимостной анализ управления государством, по результатам которого осуществить реформирование аппарата управления государством и регионами Украины.

Естественно, этот перечень не полный. Перечисленные нами задачи лишь помогут ввести дело обеспечения экосестейта в определенное организационное русло, позволят, как минимум, сохранить Украинское государство и существующий государственный строй. Наука об обеспечении экономической безопасности развивается, и она должна помочь в решении многих проблем государственного управления и созидания государства, создать для нашего государства оптимальный режим функционирования, а для населения Украины — достойный уровень благосостояния и уверенность в себе и в правильности развития государства.

1. См.: Стратегия национальной безопасности США. A National Security Strategy of Engagement. Washington, 1994. (Перевод Генштаба ВС России).
2. См.: Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. “Вопросы экономики” №12, 1994, с. 4-13; Мильнер Б. Качество управления — важный фактор экономической безопасности. Там же, с. 54-64; Пороховский А. Государственные интересы и национальная экономическая безопасность. “Вопросы экономики” № 1, 1995, с. 127-134; Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. “Вопросы экономики” № 1, 1996, с. 97-106.
3. См.: Исаев М. Высокая степень закрытости. Парламент страны лишен возможности глубоко вникать в деятельность специальных служб. Франция. Независимое военное обозрение. Приложение к “Независимой газете” № 4, декабрь 1995 г., с. 7.
4. См.: Шлемко В., Бінько I. Економічна безпека України: сутність i напрями забезпечення. К., НИСИ, 1997, 144 с.
5. См.: Економічна безпека держави. Учебник. (Под ред. профессора Б. Кравченко). К., 1994, 140 с.
6. См.: Економічна безпека держави (введения до екосестейту). “Вісник НАН України” № 5, 1994, с. 23—28; Демографічна складова економічної безпеки. “Вісник НАН України” № 11—12, 1995, с. 26-31.
7. См.: Чиж И., Мочерный С. Экономический суверенитет утрачивается. Экономическая безопасность также. “Голос Украины” от 14 августа
1997 г., с. 4, 5.
8. См.: Недригайло В. Дублеры не нужны. “Голос Украины” от 24 февраля 1998 г., с, 5.
9. См.: “Урядовий кур'єр” от 30 июля 1998 г., с. 15.
10. См.: там же.
11. См.: Meтер К. Роль Франции в Африке. Статья из книги “Грязная работа ЦРУ в Африке”. (Пер. с английского В. Борисова). М., Воениздат, 1983, 349 с,
12. См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986, с. 216-217.
13. См.: Дещо про користь потенційних конфліктів. “Вісник НАН України” № 2, 1994, с. 30.
14. См.: Економічна безпека держави.
15. См.: Энциклопедический словарь. Т. 1. М., “БСЭ”, 1953, с. 439.
16. См.: Пастернак-Таранушенко Д. Экономическое управление и историческая перспектива для Украины. “Финансовая Украина” от 26 сентября 1995 г., с. 6, 7.
17. См.: Какое оружие у нас действует? “Голос Украины” от 28 марта 1998 г., с. 5.
18. См.: Косович Л. Мы богаты. Почему же бедны? “Компаньон” № 3, февраль 1996 г., с. 10.
19. См.: Мильнер Б. Указ. труд.
 
Г.А. Пастернак-Таранушенко
 
"Экономика Украины"
№2, 1999 г.

<<Главная

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz