Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА
Экономическая безопасность:
финансовые ресурсы и... кризисы
 
Кредиты, займы, одолженья...
И со святыми упокой?
Добьемся мы освобожденья
Своей протянутой рукой!
А. Хмурый

В последнее время в мире стремительно нарастает волна финансовых кризисов. Теория экономического развития утверждает, что этот процесс происходит циклично. Й. Шумпетер в работе “Экономические циклы” (1939) объединил три типа циклов: длительные (Н. Кондратьева), классические (К. Жюглара) и короткие (Дж. Китчина). Циклы экономических кризисов состоят из четырех фаз. Однако поведение их финансовых “собратьев” в настоящее время в этот теоретический посыл не вписывается. Вероятно потому, что он был сориентирован на анализ естественно возникающих кризисов, в то время как сегодня их научились создавать искусственно.

Суть кризисной ситуации заключается в быстром (резком) падении курса национальной валюты, что влечет за собой рост цен, за которым не успевает рост заработной платы. Почему так происходит, ясно — возможности предпринимателя реагировать на ситуацию повышением цен гораздо выше, чем у наемных работников — добиваться увеличения зарплаты. В Украине же зарплату и так задерживают. Правительство в таком “ведении хозяйства” заинтересовано: можно ничего не делать, а задолженность по выплате пенсий и зарплаты уменьшается (господа не понимают, что при этом страдает покупательная способность населения, являющаяся основным фактором роста производства). В частном секторе ситуация еще хуже, отсутствие правовых гарантий для работающих по найму делает их заложниками хозяина. А он, естественно, повышать зарплату не торопится. “Поторопить” же его боятся — безработица растет, вмиг очутишься на улице. Социальная напряженность усиливается. Начинается паника, которой бедные подвержены больше иных категорий населения — они ведь могут потерять все! Паника же способствует лавинообразному нарастанию финансового кризиса. Ибо стимулирует изъятие клиентами средств из банков, что часто приводит некоторые банки к банкротству. А это, в свою очередь, служит основанием для новой волны паники и лишает накоплений тех, кто еще своих средств не забрал. Одновременно с падением курса национальной валюты стремительно растут цены, с перспективой опережения темпов снижения цены национальной валюты. Верными индикаторами неустойчивости национальной валюты являются толпы “маржовых” (физических лиц, спекулирующих валютой), перекрывающих подходы к крупным торговым точкам и обменным пунктам.

Ученые, долгие годы исследовавшие проблемы и возможности паритета покупательной способности валют (Р. Ласпейрес, Л. Пааше, И. Торнквист, И. Фишер и др.) выработали определенные рекомендации в отношении механизма справедливого обмена. Однако результаты их работ используются

лишь для борьбы с конкурентами. Не помогает и формула Герри — Хамиса для проведения расчетов в международных сделках — тот, кто не хочет, не использует ее. Хотя квалиджметрия (наука о количественном измерении качества управления) позволяет установить качество управления государством, отраслью или фирмой, используя метод сопоставления цен.

Таким образом, описанное падение курса национальной валюты происходит из-за неверной оценки перспектив развития национальной экономики через искусственно создаваемое падение курса акций ведущих предприятий и через подрыв доверия к национальной валюте у населения страны. Кто это делает, зачем и почему?

Финансовый кризис как показатель критического состояния экономики

Стабильность государства зиждется на динамическом равновесии трех составляющих: экономики, ментальности и права. Каждая из составляющих — вектор; количественное значение составляющей — его величина; качественное — его направление.

Преобладание ментальной составляющей вызывает потрясения в виде революций, войн, государственных переворотов и пр., влекущих за собой разрушение или перенапряжение экономики страны и значительные потери населения. Как правило, после потрясения наступает период возрождения, связанный с необходимостью восстановления экономики страны. Этот период — время реализации специальных программ.

Кризисное состояние экономики связывают с непомерными затратами экономических ресурсов (финансовых средств, материальных и трудовых ресурсов). Ибо именно своевременное обеспечение экономики в достаточном количестве и в нужном ассортименте указанными группами ресурсов позволяет ей развиваться. А их недостаток влечет за собой кризис, способный привести страну к новому витку страданий и потерь.

В этот период первоочередным является определение правильного направления вложения имеющихся ограниченных ресурсов, а также своевременное и в нужном объеме привлечение ресурсов стран-доноров. Поэтому, как правило, используется экономическое управление, основным требованием которого является оценка любого действия через его экономическую целесообразность. На таком этапе развития экономики находится сегодня Украина.

Экономическая составляющая недостаточно развита и, более того, имеет тенденцию не к росту, а к уменьшению, что таит в себе угрозу существованию нашей страны как экономически независимого и суверенного государства.

Модной болезнью экономик разных стран сегодня стали финансовые кризисы.

Жесткая конкуренция между странами стимулирует применение новых видов экономического оружия, позволяющих хотя бы на время притормозить развитие страны-конкурента, отвлечь ее ресурсы и усилия на преодоление возникшего кризиса. Поэтому особое внимание следует уделять выяснению природы возникновения кризисных явлений (в данном случае финансовых кризисов). А она может иметь двоякую специфику — естественную и искусственную.

Естественный кризис связан с перекосами в экономическом развитии. Завышенный критический импорт необходимых для страны ресурсов, недостаточность обеспечения экономики ресурсами, перекосы при вложении финансовых средств в развитие отраслей хозяйства, засилье коррупции в верхних эшелонах власти и т. п. — вот в основном причины возникновения естественных финансовых кризисов.

Естественный кризис вызывается сложившимися обстоятельствами: удорожанием импорта, связанным с конфликтами (войнами) или природными катаклизмами;
Резким изменением демографической ситуации (например, демографическим взрывом), ошибочным использованием имеющихся ресурсов и т. д.

Искусственно кризис вызывается за счет купли-продажи ценных бумаг (в странах с развитыми фондовыми рынками), преднамеренно малой продажей твердой валюты (или выбросом в оборот большого количества местной валюты) в целях обесценивания национальной валюты, психологической обработки населения для создания паники и ажиотажного изъятия средств с банковских счетов и т. п.

Искусственный кризис создается либо из экономических, либо из политических соображений. Механизм создания (возникновения) финансового кризиса основывается на резком изменении курса акций ведущих национальных компаний и (или) резком снижении курса национальной валюты (оба процесса неразрывно связаны между собой).

Если иностранные держатели акций (облигаций) одномоментно выбросят на фондовый рынок значительное их количество, цена на них упадет, что приведет к раскручиванию спирали падения, финансовой нестабильности, панике на бирже, оттоку средств из банков. При этом мелкие держатели акций (облигаций) потеряют свои вложения, мелкие фирмы, выполняющие заказы “падающих” компаний, разорятся, увлекая за собой другие мелкие предприятия, поставляющие им свою продукцию. Будет создана пирамида финансового падения.

Выход чаще всего видят в реализации мер, направленных на повышение курса упавших акций или национальной валюты (валютная интервенция, скупка акций с целью уменьшения их количества, находящегося в продаже). Компании и сами пытаются спастись. Однако оказывается, что государство часто бывает более заинтересованным в изменении финансовой ситуации, чем сами “падающие” компании (что является причиной создания спекулятивных финансовых кризисов как способа выкачки средств из государственной казны).

Поскольку чаще всего финансовые кризисы возникают на смешанной (совпадение естественных и искусственных факторов) основе, преодолевать их очень сложно. Следует также учесть национальную специфику, отражающуюся в мало- или многопрофильности экономики, повышенной возбудимости населения, общем состоянии экономики, большей или меньшей зависимости от критического импорта и т. п.

Искусственный кризис иногда создается для ослабления как финансово-экономической, так и военной мощи государства (например, ввозом значительного количества фальшивых денег фашистская Германия пыталась спровоцировать финансовый хаос в Англии и СССР во время Второй мировой войны). Но значительно чаще их используют в конкурентной борьбе (что мы и можем наблюдать сейчас). При этом конечной целью является получение конкурентных преимуществ не в какой-то одной отрасли, а в конкуренции экономик стран (как это случилось с Россией).

С точки зрения экономической безопасности финансовый кризис — классическое оружие (иногда обоюдоострое, т. к. применяющие его также несут значительные потери и, в определенной мере, подрывают свою экономику). Поэтому специалисты, занимающиеся обеспечением экономической безопасности страны, должны понимать смысл и специфику его применения, а также иметь в запасе набор конкретных мер, нейтрализующих (или недопускающих) попытки провоцирования финансового кризиса.

Держим на вооружении

Поскольку в своем развитии кризис проходит три фазы (подготовительную, или начальную; кризисную, или решающую; заключительную, или результатную), противоборство также строится как трехфазное. Пользуясь информацией, полученной от экономической контрразведки, аналитики прогнозируют возможность возникновения финансового кризиса и указывают на порождающие его источники. Служба экономической безопасности начинает реализовывать программу “Предкризис”. Этой программой предусматривается сокращение (вплоть до полного прекращения) денежно-финансовых отношений со страной-источником (носителем) кризисной ситуации, с переводом их в сферу бартерных обменов;

финансовая система страны переходит к работе в режиме “замкнутое финансирование”, предельно сокращающим финансово-денежные отношения с окружающим миром (ведь не исключено, что кризис будет создаваться или подпитываться через третьи страны); прекращаются валютно-обменные операции; сокращается (или прекращается) приграничная торговля; ограничиваются действия в свободных экономических зонах; ведется активная разъяснительная работа среди населения с целью убедить его в стабильности финансовой ситуации, эта работа призвана исключить или уменьшить масштабы паники и изъятия финансовых средств из банков страны, обмена национальной валюты на валюту других стран; сокращается выброс национальной валюты в оборот (как известно, НБУ проводит эту операцию постоянно, изымая пришедшие в негодность банкноты и вводя в оборот вместо них новые).

При проведении акций на этой фазе создается Штаб, основной задачей которого является координация действий государственного аппарата, оперативное реагирование на изменения ситуации (через мониторинг и выработку решений, адекватных ситуации).

Особое внимание уделяется соблюдению правовых норм. Ведь применяемые в силу необходимости меры могут идти вразрез с положениями действующего законодательства, Штаб руководствуется в этом случае изданными Президентом страны ВЮН (временными юридическими нормами), регламентирующими правовые аспекты реализуемой программы. Если использование программы “Предкризис” окажется достаточно действенным, стране удастся избежать больших финансовых потрясений на второй фазе развития кризиса и перейти к режиму обычного функционирования. В противном случае следует реализовывать программу “Кризис”.

Эта программа предусматривает отказ от услуг иностранных финансовых организаций; временную приостановку деятельности иностранных и совместных (имеющих в Уставном фонде иностранный капитал) предприятий; прекращение действия внешнеэкономических контрактов; запрет на ввоз в страну импортных товаров (за исключением критического импорта); ограничение использования ввозимых материалов и комплектующих изделий; запрет на осуществление банками операций с зарубежными корреспондентами. Финансовая система должна работать в “закрытом режиме”.

Штаб осуществляет вышеуказанный мониторинг, ежечасно информируя о состоянии финансовой системы Президента, премьер-министра и главу парламента.

Особая осторожность должна проявляться при проведении переговоров с международными финансовыми структурами (не исключены попытки ухудшить существующую ситуацию или воспользоваться ею для достижения результатов, существенно влияющих, в данный момент или в будущем, на экономическую независимость и суверенитет государства).

Учитывая значимость экономической безопасности, каждый контракт, регламентирующий внешнеэкономическую деятельность, должен в статье “форс-мажорные обстоятельства” предусматривать действия в условиях реализации трех указанных программ (“Предкризис”, “Кризис”, “Восстановление”).

Выше изложены теоретико-организационные основы обеспечения экономической безопасности страны на всех фазах развития финасового кризиса. Касается ли все это Украины?

Украина и финансовые кризисы

По утверждениям Президента Украины и главы НБУ, оснований для возникновения финансового кризиса в нашей стране нет. Проверим, так ли это.

Действительно, вызвать в Украине кризис продажей ценных бумаг в настоящее время невозможно. Во-первых, во владении иностранцев их слишком мало (17%). Во-вторых, фондовый рынок в Украине развит слабо и его изменения не способны существенно повлиять на финансовую ситуацию в стране. Что же касается долгов, то проведенный в коммерческих банках Украины обмен краткосрочных облигаций на долгосрочные, подтвердил сказанное В. А. Ющенко (а именно: 63% государственного долга Украины находится в портфеле НБУ). Вариант с подпитыванием оборота большим количеством наличных денег тоже не осуществлялся.

Тогда почему же так колеблется курс? На первый взгляд, только за счет спекулятивных действий коммерческих банков (не исключено, что они осуществляли эту деятельность скоординировано).

Акт первый. НБУ, установив валютный коридор, на Межбанковской валютной бирже поддерживал национальную валюту, выбрасывая в продажу доллары США из резервного валютного фонда. Потеряв на этом 1,6 млрд долларов, НБУ сообщил о прекращении поддержки. А указанная сумма (в виде долларов США, купленных по “старым ценам” в рамках прежнего валютного коридора) осела в коммерческих банках.

Акт второй. Введение нового валютного коридора позволило указанным банкам, купившим доллары США по низким ценам, выбросить их в продажу по значительно более высокой цене. Поскольку же в стране имеется ажиотажный спрос на доллары США (и меньше — на другие твердые валюты), продать их по новой цене было легко.

Ажиотаж продолжают стимулировать через практически бесконтрольный “черный рынок”. Создается впечатление, что кто-то в такой ситуации очень заинтересован. Если это коммерческие банки раскачивают лодку, в которой сами же и находятся (а удержать ее на плаву им вряд ли удастся), то их действия можно назвать “болезненно безответственными”. Если же этим занимаются “политические акулы”, значит, есть силы, пытающиеся выиграть грядущие выборы любой ценой, вплоть до резкого ухудшения благосостояния народа.

Сейчас активно обсуждается идея отмены валютного коридора. Дескать, в рыночных условиях он не нужен, рынок (“невидимая рука” по Адаму Смиту и Давиду Риккардо) сам все расставит по местам. Таким образом, предпринимается попытка создать для банков-спекулянтов идеальные условия. О населении страны никто не думает...

Больше всех от падения гривны страдают малообеспеченные слои общества. А они — наиболее многочисленны (по последним данным, за чертой бедности находятся более 26 млн человек, т. е. 52% населения страны) и импульсивны (голодному некогда рассуждать, ему хочется есть!). Такая ситуация особенно выгодна оппозиции во время предвыборной кампании. Ведь недовольство, вызванное повышением цен, выплеснется в противостояние с действующей властью. Что отразится на результатах выборов президента.

Этим, по всей видимости, и руководствуются политические деятели, сообщающие иностранным журналистам о том, что через несколько дней доллар США будут покупать за 6 гривен (“Голос Украины”, 11.09.1998 г.).

При этом политиков не волнует, что их действия способны:

— уменьшить или прекратить поступление кредитов в Украину;

— подорвать доверие к национальной валюте со стороны населения страны;

— взвинтить цены и тем самым поставить значительное количество граждан Украины на грань голодной смерти.

Может, “заграница нам поможет”? В этой связи следует рассмотреть, насколько активно привлекаются и эффективно используются иностранные инвестиции.

Нужны ли нам одолжения?
Скачи, враже, як пан каже!
Поговорка

Излагая основы теоретико-организационного осмысления природы кризисов, мы обратили внимание на возможность преднамеренного создания кризисной ситуации в стране внешними силами. По этой причине в предложенном перечне мероприятий на всех трех фазах развития финансового кризиса предусматривалось сокращение или исключение деловых и финансовых контактов с внешнеэкономическими субъектами хозяйствования.

Нельзя забывать о том, что в рыночных условиях (как гласит шестой постулат Логики бизнеса) нет врагов и друзей — есть партнеры или конкуренты. Причем грань между двумя последними понятиями очень тонка. Быстро меняющаяся экономическая ситуация вносит коррективы, превращая вчерашних партнеров в сегодняшних конкурентов и наоборот.

Поэтому, привлекая капиталы из-за рубежа, нужно быть осторожным и дальновидным: зарубежные инвестиции могут оказаться “троянским конем”. Вспомним, что в рыночном хозяйствовании все строится на расчете и личной выгоде. Значит, предоставляя займы стране, которая считается опасной для вложений капитала (а именно такое представление сложилось об Украине в деловом мире, о чем и свидетельствуют соответствующие рейтинги), дающий преследует цель, во имя которой готов пожертвовать капиталом. Совсем недавно Президент Украины напомнил об этом жаждущим иностранных кредитов.

С другой стороны, развитие экономики страны (а для Украины и выход из кризиса) невозможно без наличия необходимых финансовых ресурсов. В стране их нет (или не умеем их вовлечь в экономику). Значит, выход один — заимствование у иностранцев (нельзя забывать, что из Украины, по оценкам экспертов, вывезены 20-40 млрд долларов США). Каково же состояние дел?

Для оценки деятельности в этом направлении разработаны и используются два показателя. Один оценивает количество инвестиций, а другой — их качество.

Привлечение капиталов идет крайне медленно (указанный показатель количественной оценки колеблется в пределах 3-10% от суммы необходимых Украине кредитов), а их использование — неэффективно (процитируем “Голос Украины” от 23 сентября: “Премьер-министр сообщил, что на сегодняшний день из общей суммы кредитов, которые получены предприятиями под гарантии правительства (на сумму около 2,5 млрд долларов), погашено 886 млн долларов, в том числе за счет государственного бюджета 734 млн долларов, или 82%. Таким образом, предприятия, получившие иностранные кредиты под гарантии правительства, должны госбюджету 734 млн долларов. В. Пустовойтенко отметил, что наблюдается тенденция снижения темпов погашения долгов. За восемь месяцев 1998 года задолженность по кредитам выросла с 476 млн долларов до 743 млн долларов, крупнейшими должниками являются 49 предприятий”), показатель оценки качества отрицателен и равен по модулю 1,15.

Таким образом, чем больше привлечем капиталов, тем большие убытки понесем при их использовании.

Анализ показывает, что ущербна сама существующая система предоставления государственных гарантий, превращенная приватизировавшими ее чиновниками в “золотое дно” для получения подношений.

Предпринимаемые правительством меры почему-то ограничиваются превращением директоров (которые делали подношения) в “козлов отпущения”. Между тем порочная система создавалась и управлялась не ими. Да и вина их (каждое из 49 предприятий — злостных неплательщиков задолжало в среднем 15 млн долларов США) в 49 раз меньше (если не учитывать падения престижа нашей страны в глазах иностранцев, давших деньги в долг) вины тех, кто оформлял и предоставлял гарантии правительства (Валютно-кредитный совет, министерства экономики и финансов, Укрэксимбанк, сводный отдел Кабинета Министров Украины, Национальное агентство Украины по вопросам реконструкции и европейской интеграции). Почему же в Украине, которая стремится стать демократическим государством (где перед законом все равны) не несут ответственности те, кто виновен в деяниях,нанес-ших ущерб стране и вызвавших обнищание населения?

Выводы и предложения
Ученым можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан
Перефразировка

Диссертации должны заканчиваться главой с вышеприведенным названием. Предложенный материал — не диссертация, а лишь скромная попытка сделать всех нас единомышленниками, устремленными к обеспечению экономической безопасности Украины.

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящее время в Украине нет объективных предпосылок для возникновения финансового кризиса.
2. Паника, по какой бы причине она не
возникала, способна существенно ухудшить состояние экономики нашей страны и нанести вред каждому из нас.
3. Колебания курса гривны вызваны искусственно коммерческими банками страны, а ухудшение материального положения населения Украины — результат спекулятивной политики, осуществленной банковской системой страны.
5. Привлечение иностранных инвестиций при ныне действующей системе их предоставления субъектам хозяйственной
деятельности Украины наносит существенный ущерб экономике и ухудшает имидж нашей страны.
6. Меры, предпринимаемые правительством Украины для оздоровления экономики, носят скорее рекламный, нежели действенный характер.
7. Политика государства в обеспечении экономической безопасности (в частности, в финансовом направлении) не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Изложенное — не критика, а стартовая площадка для продолжения серьезных исследований в области экономической безопасности государства.

Как показал анализ ситуации, финансовые кризисы подтвердили актуальность обеспечения экономической безопасности государства не только для стран, образовавшихся после распада “социалистического лагеря” и СССР, но и для каждой страны мира.

Исходя из изложенного, предлагаем:

1. Перепрофилировать Национальное бюро расследований (НБР) с одновременным его переименованием (в Национальное бюро экономических расследований) и переподчинением Совету национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, определив основной целью — обеспечение экономической безопасности Украины и ее населения.
2. Создать в НБЭР (новая аббревиатура НБР) экономическую разведку, контрразведку, экспертизу, а также управления (научно-исследовательское, информационно-аналитическое, внутренней безопасности и кадров, перспективного развития).
3. Разработать и использовать указанные в статье программы предупреждения и нейтрализации финансовых кризисов (с одновременной проработкой идеи создания в финансовой сфере конкурентной среды).
4. Передать все полномочия НАУРЕИ управлению экономической экспертизы НБЭР.
5. Разработать и узаконить Перечень мероприятий, используемых в случае возникновения критической экономической ситуации.
6. Возобновить и активизировать работу Ситуационного кабинета Президента Украины.
7. Развернуть научно-исследовательские работы по широкому спектру проблем обеспечения экономической безопасности страны с привлечением ученых других стран.

Подытожим

Главная задача государства — обеспечение экономической безопасности объектов (страны, региона, объединения, гражданина) путем гармоничного сочетания их интересов.

В экономической системе мира цены выше, чем в Украине, а это значит, что система будет стремиться к их выравниванию. Значит, население Украины должно быть к этому готовым. Но...

Экономика идет на подъем, когда темпы роста заработной платы опережают темпы роста цен, что содействует росту производства за счет растущей покупательной способности населения.

Падение производства в Украине сопряжено с:

— падением покупательной способности населения;
— вытеснением с отечественных рынков украинских товаропроизводителей;
— изменением потребностей населения.

Таким образом, рост цен, падение производства, рост безработицы — только индикаторы, показывающие состояние дел (а именно: как Украина приближается к мировым ценам; как идет структурная перестройка производства товаров с учетом изменившихся потребностей покупателей; как трудовые ресурсы приспосабливаются к изменившимся потребностям рынка труда). Но они не влияют на производство. Влияющими факторами являются:

рост заработной платы, реструктуризация производства с целью полного обеспечения изменяющихся потребностей покупателей. На обеспечение этого и должны быть направлены максимальные усилия всех ветвей власти в нашей стране.

В этом — залог успеха и развития экономики Украины.

Г.А. Пастернак-Таранушенко
 
"Підтекст"
№34 (104), 14-20 жовтня 1998 р.

<<Главная

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz