Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА
Проблема терроризма в свете теории нестабильности
 
Окончание.
Начало — в номере 21 (91)

Внедрение мысли о стабильности общества и его развитии порождает противоречие. “Общество стабильно,— думает субъект,— и мне не занять в нем подобающего моим способностям положения, если все будет идти заведенным порядком”. И “выделяется” осуществлением теракта.

На самом же деле общество постоянно нестабильно. Осознание этого позволяет в определенной степени уменьшить

уровень противоречия между обществом и индивидом.

И сам мир, и все в мире постоянно изменяется. Согласно канонам синергетики происходит самоорганизация хаоса в системы. Добавим, что настолько же очевидно и обратное явление — распад систем и превращение их составляющих в элементы хаоса. Человечество лишь в определенной мере способно влиять на эти процессы. Да и то при умелом использовании соответствующих знаний. В упрощенном виде система управления, например, может быть представлена совокупностью четырех элементов: субъекта, объекта, прямой и обратной связей.

Поскольку системы по своей структуре, архитектуре, элементной базе (биологическая, экономическая, политическая, военная, физическая, химическая, правовая и пр.) разделяют на простые и сложные, в зависимости от количества и качества их элементов, уточним: только установление условного предельного уровня способно дать возможность управлять системами.

Человек — сложная биологическая система. Сознание, физическая и химико-биологическая составляющие этой системы управляемы как осознаваемыми, так и неосознаваемыми факторами воздействия.

Неосознаваемые факторы находятся за порогами осознания ввиду того, что способность к самоконтролю у человека ограничена (что связано с необходимостью поддержания оптимального уровня существования этой системы).

Регулирование при помощи огрубления или утончения восприятия через сдвиг порогов происходит автоматически (подсознательно). Человек способен лишь отметить изменение уровня порогового восприятия (например, некоторые заболевания печени автоматически приводят к повышенному восприятию запахов, ухудшение слуха чаще всего сопровождается улучшением зрения и наоборот).

Однако человек, как элемент системы более высокого порядка (государства), управляется субъектом (государством) при помощи системы сдвига порогов восприятия, аналогичной системе автоматического управления, существующей в нем.

Резкое изменение порогов восприятия приводит к разрушению системы. И потому организм через его автоматику пытается адекватно реагировать на внешние и внутренние факторы изменений и поддерживать оптимальные условия существования системы.

Оптимальными же оказываются условия, позволяющие организму существовать с минимально возможными затратами энергетических ресурсов. То есть инстинктивное самоуправление человека направлено на максимально длительное существование организма через наиболее рациональное использование ресурсов.

В то же время управление через мышление менее эффективно, а через проникновение в него возможно управление организмом во вред ему, то есть с неоптимальным использованием ресурсов.

Государство может воздействовать на человека в большей степени именно через второй канал управления. Это приводит к некоторым отрицательным результатам. Ведь нарушается внутренний баланс между осознаваемой и неосознаваемой частями процесса управления организмом.

Одним из основных методов управления человеком, который используется государством, есть воздействие на его психику через создание системы неких стабильно существующих понятий (этических, правовых, социальных, моральных, политических и иных норм поведения). То есть через систему символов.

Все в мире существует в состоянии конфликта. Этот постулат теории потенциальных конфликтов известен человечеству с древних времен (достаточно вспомнить гераклитово: “война — отец и мать...” или гоббсовское: “война всех против всех”).

В таком же конфликте находится и государство с гражданином. Созданное для обеспечения и защиты общественных интересов, государство часто игнорирует интересы человека. И делает это не всегда исходя из интересов общества.

Чем больше государство становится орудием защиты интересов какой-либо группы людей, тем более негативно воспринимаются его действия человеком, не включенным в эту группу. Тем активнее идет процесс противодействия.

Каждый человек обладает своей индивидуальностью, выражающейся прежде всего в своеобразности восприятия внешних и внутренних изменений.

Несправедливость, чинимая государством во имя преобладания интересов одних и ущемляющая интересы других членов общества, неизбежно вызывает протест и противодействие. Мощь и сила их возрастают по мере роста разности в положении интересов.

Достижение некоего критического состояния приводит к социальным взрывам и революционным преобразованиям системы государственного управления.

Но это происходит тогда, когда “подпор” пределен для значительной части населения. В то же время в зависимости от физического, химического и психического состояния у отдельных людей такой “предельный подпор” ниже общего среднего уровня.

Потому эти индивиды раньше реагируют. Одним из видов реагирования и являются теракты. При этом в человеке побеждает мысль. Инстинкт же чаще подавляется (особенно часто — инстинкт самосохранения). Таков, в общих чертах, механизм создания предпосылок для превращения человека в террориста.

Начали исследования с человека, ибо именно он является основной частью теракта, вне зависимости от его типа, вида и побудительных мотивов.

Настало время перейти к классификации терактов. То есть к исследованию результирующего элемента процесса.

По типу активного элемента (то есть совершающего теракт) терроризм можно условно разделить на индивидуальный, групповой и государственный. По пассивному элементу (страдающей стороне) — на массовый и единичный. По причине-побудителю — на национальный, политический, религиозный, идеологический, экономический и общий. В рамках одной статьи рассмотреть все указанные типы, виды и формы терроризма невозможно.

Поэтому остановимся лишь на одном — государственном терроризме, а конкретнее — на экономическом государственном терроризме. Его проявление имеет внутреннюю и внешнюю направленность (как правило, элементы обоих направлений взаимосвязаны).

Что является первоосновой государственного терроризма? В чем он проявляется? Предсказуем ли он? Как устоять в борьбе с ним гражданину этого государства? Все эти вопросы очень актуальны для каждого жителя независимой и суверенной Украины.

Первопричиной являются необоснованные притязания государства, полагающего, что во имя государственных (или элитно-групповых, что одно и то же) интересов можно пренебрегать интересами гражданина. При этом негуманные действия прикрываются гуманными лозунгами.

Например, индексация вкладов населения в государственные сберегательные кассы. Президент заявил, что таковая будет проведена только по вкладам, сделанным населением до 2 января 1992 года. Почему? “У государства нет возможностей и средств для выплаты заработной платы государственным служащим, на содержание детских садов и учреждений для престарелых...” При этом делается ссылка на скачкообразный рост инфляции после указанной даты.

Несостоятельность позиции государства очевидна. За сохранение вкладов в государственных банковских учреждениях государство несет полную ответственность вне зависимости от форм и размеров роста инфляции (иначе и быть не может в правовом государстве).

Кроме того, не достоверна ссылка на резкое возрастание инфляции после указанной даты: в июне-июле 1992 года доллар США был адекватен 200-ам, а на момент написания статьи — 1,76-ти денежным знакам Украины. А вклады населения из 100 тысяч дензнаков Украины превращены в сотые части этих дензнаков (в копейки).

И самое основное: государство, принимая деньги населения, гарантирует проведение такой политики, которая сохранила бы значимость переданных ему населением средств. А невыплата зарплаты и пенсий — признак некачественного управления государством. Ответственность за это несет прежде других господин Президент (как первый руководитель и гарант соблюдения законов в Украине).

Наука о количественном измерении качества управления (квалиджметрия) позволяет установить уровень качества управления государством и сопоставить его с уровнями качества управления другими государствами (правда, в приведенном случае для выявления низкого качества управления нет необходимости в использовании математического аппарата, предложенного квалиджметрией. Все и так ясно).

Вообще, Украина может быть иллюстрацией целого ряда примеров государственного экономического терроризма. К гостерактам относятся реквизиционные постановления государственных органов управления, некоторые указы и распоряжения Президента (например о приватизации и ,о сроке получения имущественных сертификатов и пр.), некоторые деяния местных органов государственного управления.

Это не означает, что наша страна не идет к прогрессу: как отмечали ранее, процесс этот — объективен. И влияние на него государства или индивидуума — минимально.

Непредсказуемость же актов государственного экономического терроризма легко прослеживается на издании законных и подзаконных актов, направленных на уничтожение частного сектора торговли, на сокращение управленческого аппарата и медицинского персо-нала как раз в тот момент, когда безработица достигла уровня 5— 7 миллионов человек (Приховане завжди стає очевидним. — “ГУ”, 6.06.96, с.4).

Вряд ли такие решения являются логически обоснованными. Они ведут к нарастанию уровня безработицы (а рост уровня безработицы на 1% влечет за собой увеличение преступности на 5%) и к значительному усилению социальной напряженности в обществе (подробней тема социальной напряженности рассмотрена в книге В. С. Небоженко “Соціальна напруженість i конфліти в україському суспільстві”.— Київ, Абрис, 1994).

Особую остроту приобретает проблема невыплаты заработной платы и пенсий. Результаты государственного экономического терроризма — ежедневные сообщения о жертвах: “только за последний месяц 10 шахтеров покончили жизнь самоубийством, отец шестерых детей умер на рабочем месте. Врачи установили диагноз — дистрофия. 143 шахтера объявили голодовку, которую проводят под землей. Причины? Многомесячная невыплата заработной платы, безысходность” (ТСН, 10.06.97).

Все это способно породить мощную угрозу существованию нынешнего государственного строя (и нынешних органов государственного управления, принявших такие решения, что по логике вещей не может входить в их планы) и самой государственности Украины. Непродуманность и непоследовательность действий властных структур — проявление низкого уровня квалификации высшего эшелона управления государством. Отсюда — отсутствие комплексности и системности принимаемых решений. И как следствие — вольное или невольное насильственное ухудшение благосостояния населения.

Такова цена государственного экономического терроризма. Не расстреливая, он убивает голодом, холодом, болезнями, полной беззащитностью граждан перед государственными и уголовными посягательствами на плоды труда.

По оценкам специалистов, в настоящее время около 70% граждан Украины живет за чертой бедности. А 500 тысяч преступлений, зафиксированных лишь за 10 месяцев 1997 года (среди них 500 нераскрытых преднамеренных убийств), власти преподносят как большой успех в борьбе с преступностью. Таковы реалии в Украине.

Но чем же характеризуется государственный терроризм? Полной безнаказанностью (сама себя секла только унтер-офицерская вдова в ироническом изложении факта одним из “героев” Салтыкова-Щедрина) и масштабностью совершаемого преступления, правовой вакханалией (несоблюдением законов), беззащитностью жертвы.

Опасность государственного экономического терроризма заключается и в его побочном стимулирующем воздействии на иные формы и виды терроризма (рэкет, коррупцию и т.п.). Он также порождает правовой нигилизм и является мощным фактором роста актов индивидуального террора и терроризма в целом.

Дадим некоторые уточненные определения. Террор — вид уголовного преступления, целью которого является присвоение имущественных, политических и иных прав граждан через физическое, моральное, психологическое или информационное принуждение. Террористический акт — единичное проявление террора. Терроризм — система осуществления террора.

В заключение отметим, что в Украине развивается процесс становления правовой системы демократического государства, в котором терроризм рассматривается как неизбежное зло — издержки высокого качества жизни граждан.

Непредсказуемость проявлений терроризма — проблема, усложняющая борьбу с большим злом, ущемляющим интересы и создающим угрозу жизни и здоровью не только отдельных людей, но и всему существованию мира (например, ядерный терроризм).

И поэтому мировое сообщество привлекает для решения этой проблемы лучших ученых мира. Первые результаты дают надежду на то, что, продолжая исследования, используя найденное, люди смогут сделать мир более защищенным, а свое пребывание в нем — более счастливым и безопасным.

Г.А. Пастернак-Таранушенко

"Підтекст"
№22 (92), 27 травня - 2 червня 1998 р.

<<Главная...<Назад...1...2

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz