Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА

Роль подготовки элиты в обеспечении безопасности независимого государства

Украина завершает первую фазу перехода к рыночной экономике, в процессе которой вследствие несоблюдения или игнорирования законов происходило накопление значительных капиталов. Следующая фаза — либеральный капитализм, основой которого является законопослушность граждан. Такой настрой и курс обществу должна задать украинская элита. А это значит, что ей самой, обществу и государству нужно подготовиться к изменениям. Готовы ли мы к ним?

Начнем с состояния безопасности, имеющего три основных направления: военное, экономическое и политическое. Первое обеспечено в основном за счет того, что серьезные угрозы этому сектору безопасности нашей страны отсутствуют. Политическая стабильность более или менее достигнута, о чем свидетельствует снижение напряжения, искусственно созданного так называемым делом Гонгадзе Исходя из этой ситуации политические лидеры Украины поняли, что в сфере политики существуют угрозы как естественного, так и искусственного характера.

Не менее сложная ситуация сложилась в секторе экономической безопасности. Начавшийся подъем экономики сопровождался упомянутым искусственно созданным политическим напряжением в жизни страны, что привело к снижению международного рейтинга Украины, а в связи с этим — к уменьшению объемов инвестиций, что, естественно, снизило темпы роста благосостояния населения и развития экономики.

Индикатором безопасности служит уровень стабильности государства, определяемый соотношением векторов его развития: ментальности экономики и права. Ментальность в данном случае — это соотнесение самоосознания своей значимости с рейтингом, установленным для страны ее окружением — мировым сообществом. Этот показатель, формируемый элитой, имеет решающее значение в задании интенсивности развития. Его значительное преобладание над вектором развития экономики приводит к чрезмерно интенсивному расходованию ресурсов и к возникновению обострении в виде революционных преобразований: изменения общественной формации, войны, изменения государственного строя, государственных переворотов и т.п. Недостаточное развитие ментальности способно привести к потере суверенитета, даже государственности, т. е. к распаду государства или к потерям части его территории. В силу этого для тех, кто обеспечивает безопасность государства, первоочередной задачей является целесообразное управление именно этим вектором развития.

Ментальность формируется историей, культурой, образованием, наукой, религией, искусством, литературой, спортом и рядом других факторов. Определяющими в ее развитии являются состояние и цели элиты, т. е. авангардной части общества. Привести ментальность элиты в соответствие с моментом исторического развития страны и мира — главная задача системы образования и науки. Сегодня этой важнейшей сферой Украина гордиться пока не может. Растаскивание общественного достояния (во всех его видах и формах) превращено в норму поведения. И именно элита подает в этом пример всем гражданам нашей страны. Так, по данным Генеральной прокуратуры Украины, будучи премьер-министром страны, П. Лазаренко перевел на свои счета в зарубежных банках 1,7 млрд дол. США, бывший премьер-министр правительства Украины Ю. Тимошенко только в офшорную зону па острове Науру перевела 1 млрд дол. Механизм получения этих денег теперь известен: нефть и газ, стоимость которых вносилась в государственный долг Украины перед Россией, перепродавались в европейских странах по низким ценам. А вырученные средства отправлялись на зарубежные счета этих представителей элиты. Ежегодно из Украины вывозится до 5 млрд дол. при размере доходной части Государственного бюджета страны примерно в 6 млрд дол. Недавно Всемирный банк причислил Украину к группе самых бедных стран мира. Ведь годовой доход среднестатистического гражданина Украины опустился ниже 756 дол.

Какими же морально-этическими нормами и какой культурой вооружена такая элита? Способна ли она заботиться об интересах граждан и страны и вести их по пути прогресса? И хотя не из одних лазаренко и тимошенко состоит украинская элита, ответ очевиден. Как и то, что в значительной степени на формирование такой элиты повлияла система образования, воспитания и права, а также часть избирателей, не понимающих сути происходящего и полностью доверяющих любой пропаганде.

Основная причина всего этого — непонимание элитой ее роли в достижении украинским государством намеченных целей. Да и сами цели сформулированы нечетко и недостаточно обоснованы. Отсюда зигзагообразное и крайне медленное движение к прогрессу.

Элита — это лучшее, что есть у нации, в концентрированном виде отражающее уровень накопленного предыдущими поколениями в культуре, искусстве, экономике, науке, политике. И великая миссия образования заключается в подготовке высококачественных специалистов в сфере управления государством, способных воспринять, развить и использовать достижения прежних поколений в сочетании с новейшими достижения человечества в этой сфере.

Нет смысла говорить о сложностях и трудностях — у какого поколения их не было: у дореволюционного, революционного, довоенного или военного времени? Каждому поколению достались свои трудности. Но, тем не менее, одно поколение приходит на смену другому, видоизменяются и переносимые ими беды, т. е. человечество продвигается вперед. И украинский народ как составляющая человечества должен упорно стремиться к продвижению в направлении

более рационального использования ресурсов, гарантированного соблюдения прав человека и их преобладания над иными устремлениями и ценностями. Готовы ли мы к этому? Достаточно ли подготовлена наша элита? Что нужно сделать, чтобы украинская элита стала образцом для всех остальных стран мира? На эти и многие другие подобные вопросы должны быть найдены четкие и ясные ответы, исходя из которых, Украина, и будет строить свое будущее.

Элита должна обладать качествами, позволяющими, с одной стороны, сохранять себя как авангард общества, а с другой — накапливать опыт и капиталы в различных его формах для поддержания элиты будущего, т. е. для самовоспроизводства. Все это усложняется необходимостью сочетания видения перспективы с умением сиюминутной защиты и обеспечения своего положения в обществе.

Эту усложненность задания следует учитывать учебным заведениям, осуществляющим подготовку элиты. В настоящее время политическая элита готовит себе смену через семейное наследование, т. е. отец стремится передать сыну свое положение в обществе. Украинская элита молода, поэтому каждое из отмеченных явлений имеет свое проявление в одиночных случаях. Например, династия народных депутатов Черноволов или научные династии Патонов, Кредисовых.

У высших учебных заведений, особенно с частной формой собственности, задача усложняется. Ведь финансирование за счет обучаемых вынуждает искать новые, наиболее привлекательные формы и методы обучения, совмещая обеспечение интересов государства и подготавливаемой прослойки элиты. Мы акцентируем внимание именно на том, что элита не является чем-то монолитным, а состоит, как и все общество, из отдельных прослоек, отличающихся не только по направлениям (политическая, экономическая, деловая, финансовая, организационная, управленческая или по иному признаку — местная, региональная, общегосударственная), но и по возможностям, накопленным предыдущими поколениями. В связи с этим наиболее состоятельная в финансовом отношении прослойка предпочитает готовить свою смену за счет обучения ее за рубежом (наиболее богатые начинают с колледжей, менее богатые — с университетов). Таков удел бедных стран. Таким образом, вузы страны, стараясь привлечь абитуриентов для обучения элиты, сталкиваются с внешней конкуренцией и теряют значительную часть клиентуры, а значит, и прибыли.

При этом требования к подготавливаемым в таких вузах специалистам постоянно растут. Их выпускники как представители прослойки элиты, которая еще только завоевывает передовые позиции в обществе, должны быть хорошо подготовлены к конкурентной борьбе, они должны приобрести специальные навыки и владеть самыми современными методами и формами достижения своих и государственных целей. С учетом этого в нашем институте идет перманентное обновление не только программ, но и состава изучаемых дисциплин.

Так, много времени уделяется изучению крементации (науки о методах активизации творческого мышления) [2] и квалиджметрии (науки о количественном определении качества управления) [1], что формирует повышенную гибкость и углубленное восприятие при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. За счет этого улучшается качество государственного, регионального и местного управления, а также вырабатывается положительное отношение к поискам и реализации неординарных решений. Последнее особенно важно для Украины, зажатой в тисках энергетической зависимости и предельной ограниченности финансовых возможностей. Поэтому в настоящее время две группы студентов работают над разработкой нескольких сценариев для обоснования завершения и введения в эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды и терминала "Южный".

Особенность подготовки элиты заключается еще и в том, что обучаемые должны научиться рассматривать происходящие события в комплексе задач и устремлений системы управления. И при этом они постоянно должны учитывать изменения реальной жизни. Поэтому мы обучаем студентов работе с официальными источниками в режиме экономической разведки. Умение отобрать из потока сообщений те, которые способны в наибольшей степени повлиять на экономику и политику государства, на социальное положение общества, должно сочетаться с умением изыскать средства и способы решения возникающих проблем с минимальными потерями или с максимальной выгодой для государства и гражданина.

Наш институт разработал и в настоящее время издает курсы лекций и специальный учебник по обеспечению экономической безопасности в двух частях: "Статика процесса" и "Динамика процесса". Аналогов такого учебника нет, поэтому его подготовка была трудной и долгой. Надеемся, что представленные в нем результаты будут полезны украинскому обществу и государству.
 
Литература
 
1. Пастернак-Таранушенко Г. Вища школа конкурентної боротьби. Кваліджметрія // Вісн. НАН України. — 1994.- № 6.- С. 66-68.
2. Пастернак-Таранушенко Г. Економічна безпека держави: Підруч. для службовців держ. упр. / За ред. Б. Кравченко. — К.: Ін-т держ. упр. i самовряд. при Kaбiнеті Miністрів України, 1994.
 
В.Д. Рожок
Г.А. Пастернак-Таранушенко
 
Наукові праці МАУП
2002, вип. 3, с. 345-347

<<Главная

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz