Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА
Введение
 
Продолжительность обучения - 81час. Курс состоит из лекций: "Конкуренция. Основные понятия. Терминология", "Структуры рынков", "Стратегии конкуренции. Виоленты, патиенты, коммутанты, эксплеренты. Суть, эволюция и революция. Эффективность", "Диагностика конкурентоспособности", "Методы решения проблем конкурентоспособности. Крементация и квалиджметрия", "Человек-предприниматель. Возможности, способности, решения и...победа", “Основы сельсин-менеджмента”. Лекции-модули могут заменяться, создавая новый блок (этот курс лекций - блок, используемый в программе "Академия конкурентной борьбы"). Практические занятия, длительностью 18 часов, посвящены выработке у студентов стойких привычек, навыков и рефлексов для ведения конкуренции и победы в ней. Решение задач, скоростные ответы на экспресс опросах, сессии "генераторов идей" и экспертов, использование методов крементации и квалиджметрии при решении проблем конкурентоспособности, использование специального математического аппарата для проведения расчетов основных показателей конкурентоспособности и пр. Третья часть курса длительностью 27 часов - самостоятельная работа студентов над изучением рекомендованной авторами курса лекций литературы и использованием полученных знаний для разработки специальных проектов.
Органическое сочетание теории, практики и самостоятельного творчества призвано дать результаты, к которым стремится каждый человек - сделать студента профессионалом в вопросах решения проблем конкурентоспособности.
 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ

 
Лекция 1.
Конкуренция. Основные понятия. Терминология.
 
Литература:
1. Райзберг Б. А. Основы бизнеса. Учебное пособие. 3-е изд. - М.: "Ось-89", 1998.
2. Всемирная история экономической мысли, В 6 т. Т.2. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса. - М.: Мысль, 1988.
3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономика. - С.-Пб.: Изд-во "Санкт-Петербург оркестр", 1994. - 448 с.
4. Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Нижний Новгород: "Аль Кью", 1992. - 262 с.
5. Магия цвета. - Харьков: АО "Сфера", "Сварог", 1996. - 432 с.
 
Что же означает слово "конкуренция"? Словарь иностранных слов советского времени дает такое определение: “Конкуренция (от лат. бежать вместе) - 1)в капиталистическом обществе - борьба капиталистов между собой за большую долю прибыли, за рынки сбыта ,за источники сырья и т. п.; к. обостряет капиталистические противоречия; 2) соперничество на каком-л. поприще между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично. Український Словник іншомовних слів: "Конкуренция (от лат. сравнение, соперничество) - 1) борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; 2) соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении определенной цели каждый для себя. Разница в издании - 22 года. А какие изменения?! Латинский перевод разный, а толкование - одинаковое. Словари натолкнули на мысль, что их написание - самое интересное и безопасное творчество: с одной стороны “дерешь” все из ранее изданных (какие в этом случае к тебе претензии?), а с другой - вроде создаешь новое, свое.
Конкуренция - это наука. Развивается от простого к сложному. Адам Смит сформулировал абсолютное преимущество, являвшееся первоосновой теории сравнительных преимуществ: страна экспортирует те товары, издержки при производстве которых у нее ниже, чем у других стран. Дэвид Рикардо развил его мысль и дополнил ее в виде концепции, которую назвали относительными преимуществами: рыночные силы сами направят ресурсы страны туда, где они наиболее продуктивны. При этом Д. Рикардо утверждал, что в основе торговли лежат различия в производительности труда в разных странах. М. Портер считает, что современные варианты концепции Рикардо исходят лишь из одного фактора труда. Согласно этим теориям страны различаются тем, какое количество труда необходимо затратить на изготовление товара (ссылается при этом на Дорнбуша, Фишера и Самуэлсона, 1977). Исходя из этого Хеншер и Олин разработали вариант теории, основанный на том, что все страны имеют примерно одинаковую технологию, но в разной степени наделены факторами производства: землей, рабочей силой, природными ресурсами и капиталами (эту идею описал Олин в 1933 г. В своей работе подметил многие сложности конкуренции при сосредоточении на факторах производства. В более поздних работах по этой проблеме использовался математический подход и проблема, по мнению М. Портера, рассматривалась иначе). Однако, простота - преимущество в начале исследований. На более поздних стадиях она превращается в профанацию. Так случилось и с теорией сравнительных преимуществ. Созданная и действенная в простых условиях ХУІІ-ХУІІІ веков, отражала статику процесса. Потому не учитывала возможность перемещения квалифицированной рабочей силы, масштабы экономики страны, разделение товаров по рынкам сбыта, и предполагала, что состояние факторов в стране жестко фиксировано, а технология производства у всех стран одинакова. От того товары одинаковы; капиталы при этом не мигрируют из страны в страну. Ведь всего этого не было во времена "зачатия" теории сравнительных преимуществ. Критики теории с упоением перечисляют названные недостатки и утверждают, что она не только не применима при установлении причин импорта и экспорта, но и вредна при управлении фирмой, так как оставляет менеджерам фирм только один путь - влиять на государственную политику. На самом же деле теория не виновна (как и Адам Смит и Дэвид Рикардо). Резко изменились условия. Жизнь стала намного динамичней. Тем теория и плоха, что и ее создатели, и ее критики учитывали только три группы ресурсов (материальные, финансовые и трудовые), игнорируя не менее важную группу временных ресурсов. Если бы учитывали, то осознали, что статика в названной теории отражена точно. Но необходим следующий шаг - разработка теории, учитывающей динамику процесса.
Поговорим о времени...Вспомним слова поэта: "Я вам расскажу о времени и о себе" (Владимир Маяковский, поэма "Во весь голос"). Условно разделив все ресурсы на четыре группы, о которых говорили, в значительной мере упростим для себя понимание жизненных процессов. И, в том числе, производства, торговли, конкуренции и т. п. Почему условно? Да потому, что некоторые виды ресурсов, в зависимости от способа их использования, могут быть отнесены то к одной группе, то к другой. Например, золото. Являясь эквивалентом и гарантом ценности, относится к группе финансовых ресурсов, когда речь идет о золотом запасе или золотом наполнении валюты. Однако, может быть отнесено и к группе материальных ресурсов, если используется, к примеру, в качестве материала для покрытия контактов в вычислительных комплексах космических кораблей.
В тоже время следует учесть, что материальные ресурсы могут быть взаимозаменяемыми (как это было ярко проиллюстрировано во время Второй мировой войны Ю. Соболевым в СССР при создании метода поэлементного конструирования, и Лоуренсом Майлзом в США, при создании и использовании метода функционально-инженерного анализа).
Природа такова, что возникновение кризисных ситуаций, влечет за собой принятие неординарных и сверх эффективных решений (что обусловлено необходимостью выжить).
Кризисы, как правило. Имеют экономическую основу: стремление перераспределить ресурсы путем захвата или переподчинения территорий; борьба за рынки сбыта и продаж; получение высокой прибыли от торговли оружием и боеприпасами и т. п. А “фиговым листочком” для прикрытия истинных целей бывают идеологические, религиозные, национальные (расовые) или морально-этические мотивы. Но каковы бы они ни были, основа их остается той же – экономической.
Стремление гитлеровской Германии стать владычицей мира прикрывалось теорией о превосходстве арийской расы. На самом же деле завоеватели мечтали о поместьях в Украине, России и других захваченных ими странах, которые стремились покорить.
Если подоплека – одна, то средства для достижения цели – разные. До сих пор чаще других использовалась военная сила. Германия начала Вторую мировую войну за передел мира. Основными противниками считала Россию, США, Англию. И чтобы победить, блокировала США и Англия, используя свой подводный флот. Однако, США омывается водами трех океанов. Чтобы блокировать США со стороны Тихого океана, Германия вовлекла в войну свою союзницу Японию, которая не имела технических преимуществ над США ни на воде, ни в воздухе. Потому противопоставила совершенным самолетам и кораблям противника силу духа и фанатизм камикадзе (в дословном переводе - “ветер богов”).
США по соглашению о ленд-лизе должны были поставлять в СССР вооружение, технику, продовольствие. Две дороги вели в СССР и обе – по морю. Северным путем прошло 48 караванов из Англии. Путь был крайне опасным. Немецкие надводные и подводные корабли, самолеты топили транспортные суда союзников. А холодная вода довершала дело, уничтожая всех в нее попавших. Потому более удобным для поставок был путь через Тихий океан. Но...Камикадзе топили американские корабли, при этом погибали экипажи и грузы. Причем экипажи подвергались риску дважды: когда корабль вез груз в СССР и когда он возвращался пустым. Тогда перед учеными была поставлена задача найти решение, позволяющее сократить потери. И оно было найдено. Конструкторы разработали цельносварные корабли, которые имели шпангоуты (поперечное крепление), но не имели стрингеров (продольное крепление). За счет этого корабль стрили всего за 24 часа, а его стоимость была очень низкой. Теперь корабли типа “Либерти” (так назвали новую серию) перевозили грузы и оставлялись в СССР , а экипажи возвращались самолетами. Потери уменьшились почти в два раза.
Во время войны особое значение имеет статистика потерь. Умелое ее ведение позволяет находить и реализовывать методы их уменьшения. Из каждых 100 самолетов, взлетающих с аэродромов США для бомбежки Германии, возвращались только 2. Однако, каждый вылетающий самолет заправлялся с расчетом затрат горючего в оба конца. И тогда было принято решение о перелетных бомбежках. То есть самолеты вылетали, бомбили и перелетали на аэродромы Англии или на освобожденных территориях СССР. Там они накапливались до 100, заправлялись и летели в обратный путь (естественно, с бомбежкой Германии по дороге). Таким образом на каждых 100 вылетах экономили почти 98 заправок самолетов.
Отсутствие необходимого сырья из-за оккупации источников его добычи (СССР) или из-за блокировки его поставки из заморских территорий (США) вынудило США и СССР искать материалы заменители. Поскольку динамика событий была во время войны чрезвычайно высокой, работа выполнялась тоже очень быстро. Материалы были найдены, при этом использовались и конструктивные изменения. позволявшие перенести большую нагрузку на другие части устройства. После окончания войны Л. Майлс обобщил результаты и разработал так называемый “функционально-инженерный анализ”, в основе которого лежало вычленение функций изделия, для выполнения которых предназначалось изделие, и анализ стоимостей их реализации. Оказалось, что каждое изделие выполняет как полезные (предусмотренные разработчиками, целевые), так и вредные и бесполезные функции. Максимально возможное уменьшение затрат на последние и позволяет сократить себестоимость, а необходимое увеличение затрат на реализацию полезных функций позволяло повысить качество изделий.
Военное лихолетье миновало. Наступило время экономических кризисов, то есть событий, основным оружием для инициирования которых являются экономические рычаги воздействия на противников-конкурентов.
Бывшие колонии получили формальную независимость, но развитые страны эксплуатировали их природные ресурсы, удерживая в повиновении через 0 i " * систему торговых и " Р экпномических Р Х Р и Р ?соглашений,- объединенных в Мировую систему торговли. Искусственно Р и Р ? Р и заниженные цены на сырье позволяли сдерживать рост экономики стран поставщиков, ухудшали социальное и Р ? Р а Р Ы Р якономическое положение их населения. Кроме того, эти страны ощущали дискриминацию и в Р и Р Щ области политических прав. Все указанные d f п?ичины привели к тому, что страны поставщики энергоносителей в 1973 и 1979 годах создали энергетические кризисы, требуя изменить положение вещей.
Сложившаяся ситуация опять востребовала неординарные решения. Ученые западных стран разработали целый ряд энергосберегающих устройств и механизмов, внедрили систему энергосбережения, что позволило сократить общее потребление энергоносителей на 25-30%. А Бразилия разработала альтернативное горючее, изготавливаемое из сахарного тростника. В настоящее время на таком горючем работает 70% автотранспорта этой страны.
Из изложенного можно сделать определенные выводы:
- кризисы являются мощным стимулятором поиска и реализации новых сверх эффективных решений;
- отсутствие каких-либо ресурсов должно порождать стремление их заменить на те. что имеются;
- наука только тогда признается полезной, когда находит методы и средства, позволяющие обеспечить выживание и потребности населения;
- нет безвыходных положений, есть паралич воли, влекущий за собой разрушение систем (государства, семьи, человека).
Следует также помнить о теснейшей взаимосвязи всех ресурсов. Имея достаточные финансовые возможности, можно приобрести материальные и трудовые ресурсы. А достаточное количество материальных ресурсов позволяет по бартеру (товарообмену) или через продажу получить другие виды ресурсов. Если три группы ресурсов характеризуется (и характеризуют) количественными показателями (вес-масса, ширина, высота, теплоемкость и пр.), то время имеет свою отдельную шкалу измерения. Оно занимает особое место по многим причинам. Шкала времени - однонаправленная (например, от рождения к смерти). Временем определяется качество. По теории все измерения надежности осуществляются в единицах времени (приобретая аппаратуру, получаете паспорт с гарантийными талонами, в которых указывается на какое время бесперебойной работы рассчитана эта аппаратура).
Мир с точки зрения его организации, состоит из элементов (находящихся в хаотическом движении) и систем. Системы отличаются взаимосвязями элементов, ограничивающими их передвижения. При этом, каждый элемент системы стремится из нее выйти, а каждый свободный - войти в систему.
Поскольку мир построен на энергии, все сказанное подтверждается стремлением каждой формы (вида) энергии продлить свое существование. Отдельный элемент существует меньше времени (статистика, к примеру, утверждает, что холостяки доживают до 40 лет в два раза реже, чем женатые).
Можно, конечно, это объяснить иначе: чем больше человек мучается, тем ему длиннее отпускается срок жизни (что не трудно проследить на примере долголетия поколений, переживших революцию и войны. А нынешние живут меньше. Продолжительность жизни в Украине сейчас составляет для мужчин 61,2 года, а для женщин - 72,7 года. Только за последние 5 лет продолжительность жизни мужчин в Украине уменьшилась на 2,5 года).
Чтобы лучше понять суть изложенного, обратимся к сложной биоэнергетической системе "человек". Для продления своего существования мужчина первоначально пошел на союз с женщиной (браком хорошее не называют) и за счет разделения функций удлинил свою жизнь (потому, что энергия, которой наделен каждый из участников брачного союза, расходуется рациональнее), а затем - на создание рода, племени, общества. Вхождение в каждое из объединений призвано удлинить ему (человеку) жизнь (по его мнению). Хотя иногда выходит и наоборот, особенно во время войн, эпидемий и т. п.
Все в мире существует в своем темпе (темпомире), то есть расходует свой хизненный ресурс с присущей лишь ему интенсивностью. Так называемый "неживой мир" (горы, океаны и т. п.) существует миллионы лет, деревья - до 6000 лет, человек - до 120 лет (предвижу возражения. Однако, и Библия, и ученые-физиологи полагают, что это - максимально возможная длительность жизни человека. Легенд есть много. И о Ширали Муслимове, жителе СССР, прожившем 167 лет, и о пакистанце, которому 236 лет. Но все это - легенды. По Библии сначала люди жили долго: Адам - 930 лет, Ной - 950 лет и т. д. Изучая Библию, ученые считали, что длительность года была иной, потому такими долгими были жизни персонажей. Исследователи-теологи указали с какого момента жизнь человека стала короче: "И сказал Господь: не гоже, чтобы плоть была сильнее духа. Отныне человеки жить будут 120 лет". Знаменитый физиолог Мечников утверждал, что ресурс человеческого организма рассчитан на 120-150 лет. Как тут не вспомнить мудрость науки о надежности: надежность системы измеряется надежностью ее наименее надежного элемента? Организм сложной системы "человек" срабатывается в разных его частях по-разному. Самый ее ненадежный элемент и сокращает срок существования системы “человек”).
Жизнь в собственном темпомире вынуждает каждого участника этого процесса соответствовать общему темпомиру, то есть соразмерять себя с общепринятым. Иначе - гибель.
Горы выветриваются, изменяясь очень медленно. Деревья замирают на зиму, удлиняя время своего существования замедлением циркуляции питательных веществ (медведи, бурундуки, ежи, некоторые другие животные делают тоже самое).
 
 
Все живет по своим часам
 
Время - самый ценный вид ресурсов. Вспомните общепринятую формулу американцев: "Время-деньги". Что она характеризует? Деньги. Дает им качественную оценку. Ибо продавая ресурс "время", полагают получить взамен эквивалент всех ресурсов деньги. Деньги измеряются количественно их покупательной способностью и качественно - длительностью возможности на них прожить.
Понимание этого важно еще и потому, что предприятие есть ничто иное как система управления, в которой предприниматель субъект, а сырье, материалы, готовая продукция и пр. - объекты управления. Прямая связь - команды, изменяющие положение объектов (оборотных средств и основных фондов), обратная связь - информация о состоянии предприятия.
В производстве наиболее ярко отражается процесс перехода качества в количество ("Время-деньги") и количества в качество ("Деньги-время"). Этот процесс экономисты рассматривают через технологическую цепочку преобразования "Деньги-Товар-Деньги" (а товар включает в себя живой и овеществленный труд, затраченный на его изготовление).
Таким образом выяснили, что:
- все в мире имеет количественную и качественную оценки;
- единственным мерилом качества является время;
- повернуть время вспять нельзя, но можно повысить интенсивность его использования;
- все существующее в мире борется за продление своего существования в приемлемом для него виде (форме);
- участники жизненного процесса стремятся удлинить свое существование за счет рационального использования отпущенного им ресурса или за счет использования ресурса других для обеспечения своей жизнедеятельности;
- методами продления существования являются кооперирование (семья, племя, общество) и узкая специализация (каждый делает для всех объединившихся то, что умеет делать лучше и быстрее всех остальных) с целью более рационального использования ресурса (жизни) каждого из участников объединения;
- теория сравнительных преимуществ является статикой теории конкуренции.
Теперь готовы к практическим занятиям с выполнением расчета надежности систем, для чего используются в качестве примеров электрическая, биоэнергетическая, управления, физическая, химическая (распад вещества на составляющие) и другие системы. Напомним, что именно своевременность зачастую является решающим фактором в конкурентной борьбе. Если все факторы производства обеспечены несвоевременно, проигрыш неизбежен. И главным действующим лицом в этом случае является время. Вот наглядный пример.
За рубежом многие фирмы не имеют складов, работая "с колес", что значительно снижает их издержки и изменяет надежность работы. Увеличивается риск. Позже, изучая теорию риска, убедимся, что его увеличение, как правило, ведет к росту прибыли. Однако эти фирмы способны существовать только в определенных системах хозяйственно-финансовых отношений и разделения труда (потому, что другие фирмы содержат склады, которые сдают, что и является элементом страховки для фирм, работающих "с колес").
В СССР предприятиям устанавливалась норма запасов кoмплектующих изделий и материалов, обеспечивающая их бесперебойную работу от 2 до 4 месяцев.
Капиталистическая система более динамична и не может себе позволить омертвлять капитал путем приобретения и не использования указанных запасов.
В тоже время социалистическая система, существующая в среде постоянного недопроизводства, не может обойтись без такого элемента хозяйствования. Ибо рискует превратить все народное хозяйство в хаотическое нагромождение простоев из-за отсутствия чего-либо, что еще больше увеличит недопроизводство.
Общий вывод. Время - главенствующий фактор и в конкуренции, и в производстве, и в жизни.
 
Запишем термины.
Абсолютные преимущества - меньшие издержки при производстве товара, позволяющие экспортировать его в другие страны.
Квалиджметрия - наука о количественном определении качества управления.
Конкурент - соперник, претендент на тоже, на что претендует другой участник какого-либо процесса.
Конкурентоспособность - мера способности человека, специалиста, товара, услуги, предприятия, страны участвовать в конкурентной борьбе.
Конкурентное преимущество - преимущество, проявляющееся в процессе конкуренции.
Конкуренция - жизненный процесс сопоставления возможностей участвующих в нем.
Надежность - обеспеченность нормального функционирования (существования) в определенный период времени.
Относительные преимущества - саморегулирование рынка, позволяющее экспортировать товар в другие страны.
Ресурс - время существования участников жизненного процесса.
Система - комплекс элементов, объединенных для достижения определенной цели.
Сравнительные преимущества - преимущества, позволяющие обеспечить товару победить в конкуренции с товарами из других стран.
Темпомир - интенсивность расходования участником жизненного процесса его жизненного ресурса.
Элемент - простейший участник жизненного процесса.
 
Вопросы для самопроверки
1.Расскажите о показателях количества и качества.
2. Каково ваше представление о времени?
3. Перечислите группы, в которые условно объединены ресурсы. и охарактеризуйте их с точки зрения качества..
4. Кто фактически ввел понятие “невидимая рука рынка”?
5. Из чего состоит окружающий нас мир?

<<Главная ..<<К оглавлению книги..<Назад..Далее>

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz