Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА
Лекция 2.
Структуры рынков
 
Литература:
1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. - С.-Пб.: АОЗТ "Литера плюс", 1994.
2. Портер Майкл Е. Стратегія конкуренції. - К.: Основи, 1997.
3. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.4. Теория социализма и капитализма в межвоенный период. - М.: Мысль, 1990.
 
Прежде всего, остановимся на повторении. Скажите, что такое "рынок"? Верно, место, где производятся операции купли-продажи или обмена товаров или услуг (кстати, Долан и Линдсей пишут: "Рынок - это сцена, на которой происходит большая часть этого сценического действия”. Имеют в виду "обширную сеть взаимосвязанных процессов экономического выбора, которые осуществляются семейными хозяйствами, фирмами и правительствами"). Вспомним основные понятия и законы рынка.
Что такое спрос (demand)? Желание и способность людей покупать товары и услуги. А предложение (supply)? Желание и способность продавцов предоставлять товары и услуги для продажи на рынке. Сформулируйте закон спроса (law of demand). Это - принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательного спроса на этот товар (при прочих равных условиях). А теперь - закон предложения. Это принцип, в соответствии, с которым существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемых товаров (при прочих равных условиях). Иными словами, чем больше спрос, тем выше цена, чем больше предложение, тем ниже цена.
Поскольку изучаем одну из экономических теорий, вспомним, что существенными элементами, на которых основана любая экономическая теория, являются, по мнению Долана и Линдсея, три типа утверждений: утверждения о целях, утверждения об ограничениях, налагаемых на возможности, и утверждения о вариантах выбора. Цель - это нечто такое, чего люди желают достичь. Утверждения об ограничениях, налагаемых на множество наличествующих возможностей - ключевая часть любой экономической теории. Заключительным компонентом экономической теории является утверждение о наиболее вероятном выборе, который будет сделан, исходя из определенных целей и ограничений, налагаемых на возможности.
Понимание структуры экономической теории было бы неполным без обсуждения ключевого допущения, служащего для того, чтобы связать все три элемента теории в единое целое. Суть допущения состоит в том, что люди выбирают наилучший путь к достижению своих целей, исходя из ограничений, с которыми они сталкиваются, то есть люди ведут себя рационально.
Рациональность - это целесообразная деятельность, направленная на достижение цели, исходя из заданных ограничений и наличных возможностей. Полная и неполная рациональность, понятия о том, в полной ли мере люди использовали все свои возможности для рационального выбора или нет. Далее следует вспомнить о терминах функционирование рынка (речь об эффективности рынка) и фиаско (фиаско (ит.) неуспех, неудача, провал) рынка.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. В соответствии с теорией рыночного фиаско главная экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. Если правительство оказывается не в состоянии это делать, говорят о фиаско правительства.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция называют рыночной структурой. Характеристиками рыночной структуры являются: количество и размеры фирм, характер продукции (однородная, неоднородная), легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации. С этим же связано понятие "входной барьер" (entry barrier) - любые препятствия, мешающие новой фирме на равных участвовать в конкуренции с уже существующими фирмами на конкретном рынке. Через понятие структуры рынка можно сформулировать теорию предложения и максимализации прибыли. Рыночных структур много. А основными признаны четыре: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Совершенная конкуренция (perfect competition) - рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; свободный вход и выход (то есть они не связаны с какими-либо трудностями); покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.
Под "значительной" долей рынка понимаем такую долю, которая достаточно велика, чтобы действие отдельной фирмы оказывало заметное влияние на рыночную цену.
Под однородностью продукции понимают ситуацию, при которой разные фирмы выпускают в основном сходную продукцию.
Под "легкостью входа" понимают тот факт, что фирмы, которые только еще приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами, с точки зрения цен, которые им приходится платить за те или иные виды ресурсов, доступа к государственным лицензиям и т. п. Под "легкостью выхода" подразумевают, что фирмы не сталкиваются с какими бы то ни было юридическими барьерами, покидая рынок, и всегда могут найти покупателей, готовых приобрести то, во что фирма вложила свои постоянные затраты. Под "равным доступом к информации" подразумевают то, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды сырья, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.
Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) - напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает наличие множества мелких фирм, а также легкость входа и выхода. Однако продукция различных фирм дифференцирована (то есть это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и характеризуется свободным входом и выходом фирм).
Олигополия (oligopoly) - рыночная структура, рынок нескольких фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю реализуемой на этом рынке продукции. Продукция в этом случае может быть как однородной, так и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации (то есть это - структура рынка состоящая из небольшого числа фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них имеют большие доли пролдаж относительно размеров всех продаж на рынке).
Монополия (monopoly) - ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги. Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет реализацию 100% некоего продукта, не имеющего субститутов. Субститут (лат. substitutus - подставленный) - заменитель или новый промышленный продукт, заменяющий существующий.
Совершенная конкуренция и монополия представляют собой "идеальные" (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, в реальной действительности просто не существует. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для огромного большинства рынков в экономике США.
Напомним, что форм рыночных структур много больше, чем рассмотрено. Например, дуополия - рынок, где главенствуют два продавца определенного товара или услуг, не связанных между собой соглашениями о ценах, рынках сбыта, квотах и др. Коль скоро вспомнили о дуополии, скажите, как называется форма монополии, при которой ее участники договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами? И вообще, какие знаете организационные формы бизнеса? Выслушав мнения, уточним, такая форма бизнеса называется картелем. А всего организационных форм бизнеса - 17. Если есть необходимость, готов вам продиктовать их названия и характеристики. Если нет желания - не будем тратить время .
 
Организационные формы бизнеса
 
Ассоциация - объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной или какой-либо другой цели.
Банк - учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Является юридическим лицом.
Биржа - организационная форма оптовой торговли и систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты, сырья, материалов, трудовых ресурсов.
Венчурные фирмы - рискованные предприятия.
Картель - форма монополии, при которой ее участники договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами.
Компания - торгово-промышленное объединение предпринимателей.
Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых и коммерческих операций большого масштаба. Участники являются независимыми.
Концессия - договор о временной передаче в эксплуатацию земли или залежей полезных ископаемых. Так называется также компания, получившая К. (если компаний несколько, то все они "концессионеры").
Концерн - объединение предприятий одним или небольшой группой предпринимателей. Предприятия формально самостоятельны, фактически же подчинены через финансовую зависимость и систему участия.
Корпорация - форма организации бизнеса, при которой общество является юридическим лицом, а его участники несут ограниченную ответственность.
Синдикат - объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности, входящих в него предприятий. Высшая форма картеля.
Товарищество (общество) - форма организации бизнеса, в состав которой входят два или более участника.
Трастовые компании - компании, выполняющие доверительные функции для частных лиц и организаций.
Трест - объединение предприятий, при котором входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность, подчиняясь общему управлению.
Фирма - хозяйственное, промышленное или торговое предприятие, пользующееся правами юридического лица.
Фонд - денежные средства или материальные ценности государства, общественных организаций, объединений граждан или предприятий, предназначенные для определенной цели.
Холдинговые компании - акционерные общества, владеющие контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских фирм с целью осуществления контроля за их операциями.
Закончив общее ознакомление с организационными формами бизнеса и со структурами рынков, перейдем к теории монополии. Начнем с определения обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком товара на рынок.
1. Закрытая монополия. Защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (законов, постановлений правительства, решений судебных органов и пр.). Например, почтовая служба США имеет монополию на доставку почты первым классом. Другими вариантами закрытой монополии являются патентная защита и институт авторских прав.
2. Естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В такой ситуации разделение рынка между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3. Открытая монополия. Фирмы на некоторое время становятся единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случаях закрытой или естественной монополий. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Разделение на указанные три категории условно. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. Например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи или электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как существуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. К примеру, патентное свидетельство дает фирме возможности закрытой монополии на краткосрочном временном интервале, такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.
Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Следует также помнить, что все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.
Напомним, что все модели рыночных структур исследовались с точки зрения целей, задач и ограничений, с которыми сталкиваются фирмы.
Для монополиста первым ограничением являются издержки производства. Ясно, что невозможно функционировать в рыночной экономике, не имея издержек. Специфические ограничения, характерные для системы совершенной конкуренции не подходят для монополии. Вторым ограничением является спрос на продукт. Поскольку монополист один на рынке, кривая спроса для фирмы есть кривой спроса для всего рынка, и имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Предполагают, что монополист узнает свойства кривой либо при помощи эконометрики, либо методом проб и ошибок (вспомним, эконометрика (econometrica) - статистический анализ эмпирических экономических данных. Эмпирический - основанный на опыте или следующий эмпиризму, философскому учению, признающему опыт (чувственные восприятия) единственным средством достоверного познания, умаляющего значение логического анализа и теоретических обобщений). Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, монополист ведет себя не так, как "прайс-тейкер (price-taker - фирма, продающая свою продукцию по ценам, определяемым силами, над которыми она не имеет контроля). Монополист выбирает такую комбинацию "цена-количество", которая приносит максимальную прибыль. Поэтому это еще называют "искателем цены" (price-searcher).
Третье условное ограничение - монополист должен продавать всю свою продукцию всем потребителям по одинаковой цене. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой.
Поскольку интересуемся конкурентоспособностью, не будем останавливаться на выпуске продукции, цене и предельном доходе в условиях простой монополии. Несколько слов о точке максимальной прибыли. Понятно, что она определяется соотношением "цена-количество" и может быть определена двумя способами: сравнивая совокупные издержки с совокупным доходом или используя предельный подход. Что касается первого способа, отметим, что максимальная прибыль и максимальный доход - разные вещи. Это хорошо видно при построении соответствующих графиков, показывающих, что часто при переходе через точку максимальной прибыли, доход может увеличиваться, но из-за превышения темпа его роста темпом роста издержек, прибыль будет падать. Что же касается предельного подхода, то известно, что предельный подход равен приросту совокупного дохода при увеличении объема выпуска продукции на единицу; предельные издержки равны приросту совокупных издержек. И до тех пор, пока предельный доход будет превышать предельные издержки, увеличение выпуска на единицу увеличивает совокупный доход в большей степени, чем совокупные издержки. Стало быть, увеличивает совокупную прибыль. Когда он становится меньше предельных издержек, увеличение выпуска продукции ведет к уменьшению прибыли.
 
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите характеристики рыночных структур.
2. Какие основные виды рыночных структур учитываются в нынешних условиях?
3. К какому виду монополии относятся уникальные природные ископаемые?
4. Назовите две организационные формы бизнеса, запрещенные в Украине.
5. Перечислите и охарактеризуйте ограничения монополиста.

Лекция 3.
Ресурсы и конкуренция
 
Литература:
1.Пастернак-Таранушенко Г. Дещо про користь потенційних конфліктів. - Вісник АН України, 1994. - N 2. - C.30.
2. Пастернак-Таранушенко Г. За законами енергетичного світу.- Наука і суспільство, 1994. - N9/10. - С. 62-68.
3. Пастернак-Таранушенко Г. Вища школа конкурентної боротьби. Економічна безпека підприємства в умовах ринку. - "Вісник НАН України", 1994. - N7-8. - С. 78-79.
 
Вспомним еще раз, что все ресурсы условно разделены на четыре группы: материальных, финансовых, трудовых и временных ресурсов. И если захват ресурсов первых трех групп понятен (во всяком случае, в количественном понимании), то захват времени - нет.
Вернемся к истокам. Согласно теории потенциальных конфликтов количество энергии в мире строго ограничено. Поэтому каждая форма энергии, стремясь продлить время своего существования в том же виде, получает от зарождения определенный ресурс, то есть запас, который можно условно назвать запасом жизненных сил. Его единственным мерилом является время. А составляющими - ресурсы трех остальных групп. Отсюда следует, что фирма, вступая в конкурентную борьбу, стремится получить ресурсы потому, что хочет продлить время своего существования. Значит это - борьба за жизнь: пощадишь соперника, помрешь сам, чем и обусловлена предельная жесткость и безжалостность борющихся (осознают они это или нет).
В развитие изложенного следует отметить, что состояние каждой из фирм можно определять совокупностью трех векторов, находящихся во времени. Почему векторов? Потому, что должны быть показаны тенденции изменений ее состояния. Кроме того, уровень стабильности определяется взаимодействием этих векторов. Степень их взаимной уравновешенности - индикатор состояния стабильности фирмы. Поскольку же временная шкала - однонаправлена, для отражения изменений, связанных со временем в пространстве также должно быть отведено место.
Если в каждый фиксируемый момент времени отразить состоянием четырех векторов ресурсов, то получим треугольную четырехгранную пирамиду, в основании которой будет лежать треугольник времени. А каждая из граней - треугольники каждого из остальных групп ресурсов. Вершина пирамиды означает начало и конец системы, именуемой фирмой.

Рис. 1.Пирамида динамической стабильности использования предприятием ресурсов четырех групп.

 
 
 
 
 
 
Учитывая, что чаще всего состояние стабильности фирм меняются то к угасанию, то к процветанию, пирамида будет иметь очень специфический вид "блим-блум" (bleem-bloom), то есть будет состоять из части выпуклостей и впадин (рис.2). Позже, рассматривая международную конкуренцию.
 
 
Рис. 2. Пирамида "блим-блум". Точка О - начало и окончание существования предприятия.
 
 
 
 
 
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
 
На совершенно конкурентных рынках соперничество не предусматривается. На таких рынках каждая фирма считает другую слишком маленькой, чтобы она могла существенно повлиять на положение дел на рынке. Соперничество также играет несущественную роль в закрытых или естественных монополиях, так как на рынке просто нет других фирм. Но при олигополистической структуре рынка соперничество становится главной категорией. Соперничество также важный элемент изучения рынков, структура которых граничит с олигополистической. На одном конце спектра олигополия превращается в открытую монополию, при которой фирме-монополисту постоянно угрожают возможным проникновением на рынок потенциальные конкуренты. На другом конце этого спектра олигополия превращается в монополистическую конкуренцию, при которой все фирмы мало влияют на состояние рынка. Однако, соперничество между ними есть. Чтобы осмыслить суть, необходимо ввести некоторые новые понятия.
Начнем с концентрации рынка, которая определяется как степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм. Простейший показатель этой характеристики рынка - коэффициент концентрации, показывающий процентное соотношение всех продаж, которое высчитывается для определенного числа фирм. Чаще других используют уровень концентрации четырех фирм, представляющий из себя цену долей рынка четырех крупнейших фирм. Например, по различным отраслям промышленности США в 70-е годы уровень концентрации варьируется от 90% в автомобильной промышленности и 85% в производстве сигарет, до 15% в сфере печатания газет и 5% в коммерческой литографии. Показатель уровня концентрации имеет несколько ограничений. Он не учитывает разницы между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и в которых четыре или несколько крупных фирм делят его более или менее поровну. Поэтому рынок, на котором одна фирма контролирует 77%, а остальные 23 - по 1%, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырех фирм, как и рынок, где пять фирм контролируют по 20% каждая. Измерение концентрации рынка с помощью индекса Герфиндаля позволяет устранить этот недостаток. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля высчитывается путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов. Для отрасли, в которой имеется "n" конкурирующих фирм, формула имеет вид:
 
H=p12 + p22 +...+ pn2 , (1)
 
где р - доля рынка к-той фирмы, выраженная в процентах;
к…n – фирмы, предлагающие на рынке товары одного и того же вида.
 
С увеличением концентрации рынка, индекс Герфиндаля увеличивается, достигая максимальной величины 10000 для монополии. Так как отрасль, в которой действует 100 равноправных фирм будет иметь Н=100. В отрасли с 10 равноправными фирмами индекс достигает 1000, а если рынок делят всего пять равноправных фирм, то индекс Герфиндаля будет равен 2000, и т.д.
Для проверки усвоения материала, рассчитайте индекс Герфиндаля для 8 равноправных фирм. Коэффициент концентрации рынка будет иметь такое же значение, как и степень концентрации восьми фирм для рынка, на котором одна фирма контролирует 30%, а другие по 10% каждая. Но индекс Герфиндаля для первого будет равен 1250, а для второго - 1600. Разность индекса показывает, что преобладание одной фирмы делает рынок менее конкурентным, так как самая крупная фирма может оказывать большее влияние на цену и качество продукции, чем другие.
Чтобы правильно оценить рынок, нужно в параллель со степенью концентрации учитывать: возможность фирм блокировать появление на рынке конкурентов, столкновение отечественных фирм с конкуренцией со стороны импорта, ведется ли ценовая конкуренция или фирмы заключают негласные соглашения о ценах, существование острой конкуренции в сфере инновационной деятельности и других неценовых областях.
Итак, изучили структуры рынков с точки зрения конкуренции. Но рынок создается фирмами, поэтому перейдем к изучению поведения (политики) фирм.
 
Вопросы для самопроверки:
1. Сформулируйте основные положения теории потенциальных конфликтов.
2. Как графически отображается состояние фирмы через использование ею ресурсов?
3. Какой первый шаг должна сделать фирма, вступая в конкурентную борьбу?
4.В чем разница между коэффициентом и индексом концентрации рынка?
5. Как графически отображается начало и конец существования фирмы?

<<Главная ...<<К оглавлению книги ..<Назад..Далее>

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz