Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА
Лекция 5.
 
Диагностика и конкурентоспособность
Литература:
1. Пастернак-Таранушенко Г. Економічна безпека держави. Підручник для слухачів, що навчаються за фахом “Службовець державного управління”. - К.: Інститут державного управління і самоврядування при Кабінеті Міністрів України, 1994.
2. Азоев Г. П. Конкуренция: анализ, стратегия и тактика.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
3. Коробов Ю. И. Теория и практика конкуренции.- Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
4. Коробов Ю. И. Теория банковской конкуренции.- Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
5. Коробов Ю. И. Практика банковской конкуренции. - Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
6. Моисеева Н. К., Анискин Ю Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. В 2т. - М.: Внешторгиздат, 1993.
 
Не совсем согласны с А. Юдановым, который утверждает, что конкурентоспособность измеряется разностью между ценой, которую покупатель согласен платить за товар, и ценой, которую он за нее заплатил. По двум причинам. Прежде всего, как же установить ту цену, которую покупатель согласен платить? Люди разные, их доходы существенно разнятся, желания, потребности, взгляды, и, наконец, довольно часто случайность или ситуативность, играют решающую роль при покупке того или иного товара. Практически, определить указанную цену, да еще не для одного, а для массы покупателей, невозможно. А второе - даже, если бы каким-то фантастическим путем удалось это выяснить, можно было бы определить только конкурентоспособность товара, но не предприятия, региона или страны. Сегодня же, и об этом нельзя забывать, в мире идет ожесточенная конкурентная борьба именно между странами. Выигрыш в этой борьбе важен не только и не столько для самой страны, сколько для ее национальных предприятий товаропроизводителей. Через развитие которых поднимается благосостояние населения, что, в свою очередь, опять-таки, способствует повышению конкурентоспособности страны. Этот замкнутый круг взаимной поддержки не всегда работает. Достаточно проанализировать состояние дел в нашей стране. Все, вроде бы, за развитие отечественного товаропроизводителя, а по сути, чиновник, конкурент - отечественное предприятие или покупатель, на первое место все равно ставят личные интересы. Полагаем, что заставить, кого или что-либо любить введением закона невозможно. Нужно развивать дух патриотизма, основанный на понимании, что, поддерживая страну и ее предприятия, вы поддерживаете себя. А вместо этого значительная часть политиков, в первую очередь националистически настроенных, полагают возможным введение патриотизма в приказном порядке. Достаточно вспомнить книгу "Економічна безпека України: сутність і напрямки забезпечення", вышедшую в 1997 году, авторы которой В. Шлемко и И. Бинько предлагают сделать обязательным "экономический патриотизм". Для сравнения вспомним Ги де Мопассана. В его новелле "Пышка" он повествует о предновогодней истории, произошедшей на австро-французской границе. Когда добропорядочные граждане всячески принуждали и принудили проститутку по кличке "Пышка" удовлетворить потребность австрийского офицера, поставившего это условием, без выполнения которого все пассажиры дилижанса не смогли бы попасть на праздник к родственникам. После совершения деяния, все от Пышки отвернулись. Из чувства ...сексуального патриотизма. Грешны, нам это знакомо. Корежит, когда видим нашу барышню с “черным человеком”. Хотя мы не расисты. Очевидно, это автоматическая защита “своей” территории, своего права на не принадлежащую нам женщину. Сексуального права аборигена.
Однако вернемся к сути. Полагаем, наилучшим отношением к любому делу является такое, которое предполагает, что, критикуя или отвергая, предлагаешь, на твой взгляд, лучшее. Разработанный в 1985 г. и впервые опубликованный в 1986 г. метод определения конкурентоспособности, на наш взгляд, более качественен, доступен и точен. Он положен в основу науки, получившей название "квалиджметрия". На практических занятиях вы имели возможность изучить математический аппарат и неоднократно воспользоваться им для решения примеров. Но прежде, чем перейдем к формулам квалиджметрии, вспомним, что такое цена. Вы, конечно, знаете, что цена - это денежное выражение стоимости, а стоимость - живой и овеществленный труд, вложенный в производство и реализацию товара. Знаете также, что для расчета цены, используется формула:
 
Ци=Су + Пу, (2)
 
где Су - удельная себестоимость (то есть себестоимость одгного изделия),
а Пу - удельная норма прибыли (то есть прибыль, полученая от реализации родного изделия).
 
Теперь готовы к восприятию новых формул. Напомним, что коэффициент конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
 
......Ци
К конк.= ------------ , (3)
.... .Цэ
1 > Кконк. > 0
 
где: Кконк. - коэффициент конкурентоспособности;
Ци - цена изделия;
Цэ - цена эталона.
 
Примечание. В качестве эталона принимается изделие того же вида реализующееся на данном рынке по самой высокой цене.
Проблем при определении Кконк. нет. Они возникают при использовании формулы (2) для диагностирования качества управления при производстве и реализации товара, которое осуществляется через разложение цены на составляющие:
 
.....Су + Пу .......М + З + Т + Н +...+ Пу
Кконк.= ---------------= ---------------------------------------- , (4)
...........Cуэ + Пуэ ...Мэ + Зэ + Тэ + Нэ +...+ Пуэ
 
где М, Мэ - стоимость материалов и сырья для изготовления изделия и эталона, соответственно;
З, Зэ - заработная плата, выплаченная за изготовление изделия и эталона, соответственно;
Т, Тэ - транспортные расходы, включаемые в цену изделия и эталона, соответственно;
Н, Нэ - накладные расходы, включенные в цену изделия и эталона, соответственно.
 
Трудность заключается в получении нужных данных по эталону. Ведь не будут же производители эталона способствовать успеху другой фирмы. Значит, следует изыскать каналы получения нужной информации. Это могут быть данные экономической разведки, сообщения в прессе, косвенный метод определения и пр.
Второе преимущество этого метода - универсальность, позволяющая использовать его для определения конкурентоспособности предприятия, региона, страны. До сих пор проводят ежегодное определение конкурентоспособности стран, сравнивая по 381 показателю их экономик. Естественно, что при этом допускается множество непреднамеренных ошибок и допущений (если же попытаться учитывать еще и преднамеренные искажения, допускаемые обеими сторонами, станет понятным, что результаты определены заранее и почти не отражают истинное положение вещей. "Почти" потому, что иногда фактический результат случайно совпадает с тем, который должны были установить расчетным путем).
Конечно, для предприятия используется несколько иная формула:
 
где
- сумма сопоставлений цен каждого из изделий, выпускаемого предприятием ассортимента, с ценой на соответствующий эталон; і,...,n - все изделия выпускаемого предприятием ассортимента товаров.
 
 
Примерно такие же изменения претерпевает формула (3) при определении конкурентоспособности страны. Но вместо цены изделия сравниваются цены на определенный набор товаров на рынках каждой их стран.
Один их исследователей сумел провести такое сравнение с древним Римом. Результаты этой работы были опубликованы в одном из номеров журнала Фонда поддержки национальной безопасности "Підтекст".
На практических занятиях вы уже решали задачи, которые позволяли определить укреплением каких подразделений можно достичь улучшения качества управления производством и реализацией товара. Однако, такие же задачи могут ставиться и решаться для повышения качества управления предприятием в целом, отраслью народного хозяйства или всем государством.
Те из вас, кто заинтересуется этими вопросами, могут найти некоторые рекомендации в учебнике для государственных служащих "Економічна безпека держави". Остальным же будет достаточным знать какие возможности содержаться в использовании квалиджметрии.
Должны отметить, что квалиджметрия только начинает свой путь. Потому ее методы не используются во всю их мощь. И часто из-за недостаточной их разработки государственные органы управления вынуждены использовать менее точные, но очень эффективные методы науки, называемой крементацией.
Крементация - это наука о методах активизации творческого мышления. В нынешнем курсе рассмотрим только два из них: "мозговой штурм" и метод функционально-стоимостного анализа.
Для повышения же эрудиции, уточним, что методов крементации - более 40. В нашей стране первый из методов (подетального конструирования) был основан инженером Пермского телефонного завода Ю. М. Соболевым во время Отечественной войны. Впервые же в советской прессе об этой работе появились упоминания только в 1947 г. Да и то, вскользь. Немцы из ГДР Х. Эберт и К. Томас, узнав и использовав предложенный метод подетального проектирования, издали о нем книгу в 1952 г. Сам же Соболев смог это сделать только в 1979 г. Но об этом - в следующей лекции.
В настоящей же обозначим цепочку повышения конкурентоспособности через диагностику управления при выпуске и реализации изделия, предприятием, отраслью народного хозяйства или государством в целом (квалиджметрия); поиск неординарных решений, позволяющих победить более сильного конкурента и "сгладить" недостатки в управлении (крементация). Остается только пожелать вам хорошо использовать предложенные методы или какие-либо другие. Но обязательно разбогатеть, стать независимыми, могущественными и в меру добрыми. А чтобы правильно управлять своими возможностями и деньгами, читайте и усваивайте Герберта Ньютона Кэссона "Как делать и сохранять деньги".
 
Вопросы для самопроверки:
1. Древний Рим используется современными учеными для сравнения уровня жизни. Кто жил и живет лучше: жители Украины или Древнего Рима?
2.Какой из методов определения конкурентоспособности лучше А. Юданова, экспертных оценок или приведенный в лекции и почему?
3. Можно ли рассчитать конкурентоспособность мужчины и женщины, у кого она выше по вашему мнению и почему?
4. Квалиджметрия позволяет количественно определить качество управления. Сделайте расчет по вашей семье, учитывая теорию надежности систем.
5. В системе “предприятие” самый некачественный элемент - “директор”, как это подтвердить расчетом и изменить ситуацию?

Лекция 6.
ЛОГИКА БИЗНЕСА
 
Литература.
1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. - С.-Пб.: Изд-во АО "Санкт-Петербург оркестр", 1994. - 448 с.
2. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена.- К.: УКРЗАКОРДОНВИЗАСЕРВИС, 1992.- 204 с.
3. Пастернак-Таранушенко Г. Вища школа конкурентної боротьби. Логіка бзнесу: від простого до найпростішого (Урок шостий).- "Вісник НАН України", 1995, N3-4, С. 51-53.
4. Кэррол Л. Логическая игра: Пер. с англ. Ю. А. Данилова. - М.: Наука, 1991. - 192 с.
5. Урчукин В. Десять заповедей предпринимателя. - К.: "Укрзакордонвизасервис", 1992. - 112 с.
6. Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф. Логика. - М.: Гос. уч. пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. - 175 с.
7. Таксиль Лео. Забавное Евангелие, или жизнь Иисуса. - М.: Политиздат, 1963, - 429 с.
 
А теперь отвлечемся и поговорим о Логике бизнеса. Достаточно молодой для нашей страны науки, основанной на положениях логики, науки о рациональном мышлении. Вспомним основные требования логики: последовательность, непротиворечивость, определенность и обоснованность.
Какая наука является самой распространенной в мире? Выслушав ваши ученые мнения, скажем, что это - религия. Действительно, большинство живущих на Земле во что-то или кого-то верит. А вера - это основа религии. столпами которой являются некоторые основные положения, называемые постулатами. Они изложены в книге 70 мудрецов, в Библии. Вероятно знаете, что Навуходоноссор забирал из всех покоренных им стран весь цвет нации: художников, музыкантов, поэтов, ученых, торговцев, священнослужителей. Так поступил он и с Иудеей в 586 до н. э. /7/. Но потребовал также, чтобы плененные им раввины перевели Библию с еврейского языка. Раввины отказались. Тогда он собрал 70 раввинов, посадил их в одном помещении и сказал, что если книга не будет переведена за месяц, их казнят, наберут других и те сделают перевод. Раввины намек поняли и перевели. От того такое побочное название у Библии.
Бизнес - своего рода религия. Имеет свои постулаты, изложенными в одной из его основных книг - в Логике бизнеса. В этом курсе лекций не будем полностью изучать эту науку. Ограничимся лишь постулатами, которые являются ее первоосновой.
Постулаты логики бизнеса
 
Самой распространенной в мире наукой, как мы уже определились, является "наука для души" - религия. Вероятно нет в мире человека, который ни во что не верит. А эта вера и есть религия.
Всякая религия основывается на постулатах веры. Христиане, например, чтут десять заповедей Господних: не убий, не возжелай жены ближнего и осла его и т. п.
Бизнес - своего рода религия, призывающая людей поклоняться делу, которому они себя посвящают. Торговля, производство, шоу-бизнес, научные поиски и обучение - все, что делает человек, получая прибыль, все это - бизнес. И поклоняясь бизнесу, человек должен знать десять основных его заповедей, десять постулатов логики бизнеса.
Их несоблюдение не приведет к отлучению от церкви или к Божьему наказанию. Человек сам за это накажет себя, потеряв (полностью или частично) возможность продолжать заниматься делом, которому хотел служить, бизнесом.
Все в жизни условно и относительно. Понятия "жизнь", "смерть", "успех", "неудача" и т. д. Условны и относительны и постулаты логики бизнеса. Их много больше, чем десять. И необязательно приведенные десять из них будут для вас главными: в разных обстоятельствах разные постулаты будут главенствующими. Но те, что изложены ниже нужно знать и, по возможности, учитывать.

<<Главная ..<<К оглавлению книги..<Назад..Далее>

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz