Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА

6.1. Первый (главный) постулат

"Бизнес невозможен без наличия начального капитала". Так формулируется первый постулат Логики бизнеса (иногда называемый главным).

Многие начинающие бизнесмены не сразу понимают, что же подразумевается под понятием "капитал". Почему-то считают, что это - деньги. И только. Но речь идет не о деньгах. Капитал имеет множество разновидностей и форм.

Это - недвижимость (здания, сооружения, оборудование, дома), ценности (драгоценные камни и благородные металлы), ценные бумаги (акции, сертификаты, векселя, облигации и т.п.), деньги (наличные и в безналичной форме, то есть на счетах в банках), идеи и открытия (интеллектуальная собственность, книги, патенты и т.п.), художественные и исторические ценности (картины, кинофильмы, клипы, иконы и т.п.) и многое другое (например, земля, имущество, водоемы, насаждения, полезные ископаемые и т. п.). Жизнь человека также имеет стоимость и является капиталом.

Постулат утверждает, что без чего-либо из того, что перечислили, не может быть бизнеса. И так в жизни и есть. Бизнес отождествляют с обменом. Вот мнение одного из величайших финансистов мира Герберта Ньютона Кэссона: "Сущностью Бизнеса (сохраняем написание автора) является Обмен." А разве может состояться какой-либо обмен без наличия чего-либо из перечисленного? Не может. Стало быть и бизнес без начального капитала невозможен (постулаты не требуют доказательств, однако хочется, чтобы все слушающие и читающие были единомышленниками).

Некоторые полагают, что с ними шутят, когда говорят, что вежливость также является разновидностью капитала. Но, во-первых, вежливость - это следование определенным правилам. А знание правил (как любое знание) является капиталом. Все зависит от обстоятельств, при которых происходят межчеловеческие контакты. Эти знания также могут быть предметом обмена или продажи. То есть могут составлять капитал, который как и какой-либо другой капитал, может быть переведен в деньги и стать основой предприятия с целью получения прибыли.

Вероятно имеет смысл обратить внимание на то, что прибыль также предстает в различных видах и формах. И необязательно переводится "на язык" денег, то-бишь, к денежному эквиваленту.

Разве скажем, можно перевести в деньги уважение или платоническую любовь? А в жизни многие люди вкладывают свои капиталы с целью получения прибыли именно в таком виде. То есть "делают бизнес" во имя получения знаков уважения. Потому, что уважение - один из видов капитала, который в зависимости от обстоятельств может стать решающим и в бизнесе, и в жизни.

"Что же нам дает знание главного постулата?" - спросите вы. - "Разве кто-то его не знает?" Знание главного постулата дает понимание необходимости поиска и использования капитала, который есть у каждого. А без знания различных видов и форм капитала нельзя осмыслить, что имеете основание для занятия бизнесом и имеете для этого начало. Через эти понятия можно выйти на понимание каким именно бизнесом следует заниматься, что можно в него вложить и от него получить.

Таков первый и главный шаг, с которого начинается другая жизнь - жизнь в бизнесе. Если это усвоили, можем перейти ко второму постулату.

6.2. Второй (основной) постулат

Бизнес существует только там, где есть расчеты. Поэтому второй (основной) постулат Логики бизнеса формулируется так: "Бизнес невозможен без расчетов".

Зачем люди занимаются бизнесом? Чтобы получить прибыль. Но чтобы убедиться, что имеете (или будете иметь) прибыль, нужно считать выручку и затраты. Разность составляет доход. Из дохода исключаете все налоги, штрафы, другие отчисления. после чего получаете прибыль.

Как видите, без расчетов нельзя говорить о получении прибыли (без наличия или получения которой бизнес лишен смысла).

Что же нового дает знание этого постулата? Прежде всего, осознание того, что без предварительных расчетов нельзя вкладывать капитал в какое-либо дело. Потому, что другое вложение капитала не является бизнесом.

Какого вида или в какой форме капитал нужно вкладывать и в каком виде получать прибыль - другой вопрос, на который должны ответить самостоятельно, исходя из собственных потребностей и целей. Однако, если занялись бизнесом, усвойте, что без расчетов в этой стране жить нельзя.

Как именно считать, какие при этом использовать формулы все это (или почти все) приводится в этом курсе лекций.

Прибыль, например, рекомендуем рассчитывать по универсальной формуле:

П=(О - Он) х (Ци - Су) - Он х Су - В, (6)

где:
П - прибыль (в денежных единицах);
О, Он - объем произведенной и нереализованной продукции, соответственно (в натуральных единицах);
Ци - цена изделия (в денежных единицах);
Су - удельная себестоимость (в денежных единицах);
В - штрафы и иные удержания (в денежных единицах).

В то же время, дивиденды или селенг рассчитываются по таким формулам:

Д=3 х Дн х С/1000, (7)
где:
Д - дивиденд, грн.;
3 - селенг, грн.;
С - сумма вложений, грн.;
Дн - количество дней вложения средств, например, в РДС (Русский Дом селенга).
 
Д=С х П/100, (8)
где:
Д - дивиденд, грн.;
П - годовая процентная ставка, %.;
С - сумма депозита, грн.

Примечание: банки считают, что в месяце - 30, в квартале - 90, а в году - 360 дней.

Каков же экономический смысл изложенного? Сначала дадим определение: селенг - ежедневно насчитываемая прибыль на каждую тысячу гривен (рублей); банковская ставка - плата за использование капитала, положенного на депозитный счет в банке (насчитывается в процентах на вложенный капитал).

Все в жизни познается в сравнении. Для того, чтобы определить какое вложение средств выгоднее, нужно рассчитать прибыль, получаемую за одинаковый период при вложении равного капитала в селенг и в банк. Такие рачеты и будете выполнять на практических занятиях (примеры приведены в части 2 настоящего курса лекций и практических занятий).
 
 
Узнали, что представляет из себя ваш первичный капитал, подсчитали и уточнили: да, на этом можно сделать деньги. И...Можете "пролететь" - обанкротиться. Почему? Ведь и капитал найден, и правильность вложения рассчитана. А все дело в направленности, которую следует поставить во главу угла всего вашего бизнеса: решающим является личный интерес.

Поэтому третий постулат Логики бизнеса гласит: "Личный интерес - прежде всего". Упростим задачу и рассмотрим не бизнесовый случай. Одним из основных качеств женщины общепринято считать любовь к детям. И это - правильно. Веками складывалось такое генетическое (наследственное) свойство женского характера. Действительно, в своем большинстве женщины любят детей. Но почему-то каждая из них больше все-таки любит своих детей, чем чужих. Почему? Да потому, что первоосновой (часто подсознательной) поступков человека является эгоизм, то есть себялюбие. Ребенок, в которого женщина вложила еще до его рождения много сил, отказывала себе во многом (этого требует беременность) во имя него, дорог ей этими усилиями. Кроме того, его она носит в себе и рожает как бы отдавая часть самой себя, кусочек своего собственного тела. После родов опёка ребенка и вложение в него усилий продолжаются. И каждое такое "вложение" увеличивает для нее ценность её ребенка.

Специалисты и ученые утверждают, что личная заинтересованность в предпринимательстве и бизнесе занимает самое главное место. Без этого не может быть ни бизнеса, ни предпринимательства. Трудно с этим не согласиться (особенно после поражения социалистического восприятия мира, одной из причин которого как раз и была слабая личная заинтересованность в конечном результате общего дела).

Постулат назван определяющим. Во-первых потому, что определяет направление действий каждого бизнесмена, а во-вторых, дает ключ к пониманию мотивов действий как его партнеров по бизнесу, так и конкурентов.

Предыдущие постулаты дают ответы на вопросы "Откуда?" и “Сколько?”. Третий постулат позволяет ответить на вопрос "Зачем?".

Естественно, нужно знать и ответ на вопрос "Как?". В этом помогает знание четвертого постулата Логики бизнеса.

6.4. Четвертый (детский) постулат

Литература.
1. Маккензи Р. Алек. Ловушка времени. - Прорыв на Украину, N1. - 1991. - С. 93-100.
2. Друкер Ф. Питер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: Book chamber international, 1992. - 351 с.
3. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках: (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время).- М.: Экономика. 1991. - 232 с.
4. Герберт Ньютон Кэссон. Как делать и сохранять деньги. (12 правил Герберта Н. Кэссона). - С.- Пб.: Изд-во "Алетейя" при А/О "Комплект", 1992. - 32 с.

Наличие правила подтверждается присутствием исключений это - одно из базовых понятий русского языка. Приводим список литературы, хотя и не начинаем новую лекцию. Однако, для улучшения качества и обоснования излагаемого материала возникла такая необходимость. И мы на это, с вашего позволения, идем.

"Кто быстрее, тот богаче"- четвертый постулат Логики бизнеса часто называют "детским" потому, что вроде бы призывает играть "в догонялки" (в Украине чаще - игра "в квача").

В Германии четко проработаны тактика и стратегия вывода на рынок нового товара. На графике показывают за счет чего и как выигрывает тот, кто раньше выводит на рынок новый товар.

Герберт Ньютон Кэссон пишет: "Деньги похожи на человеческий ум. Раньше считалось, чем больше у человека голова, тем он умнее. Но сегодня мы знаем, что это заблуждение. Человек может иметь очень крупную голову, но, если он медлителен и ленив, он глупец. Главное не размеры головы, а то, как она работает...Норма прибыли больше зависит от скорости продаж, чем от высоты цен."/4/.

Раньше создать новый товар, раньше ввести его на рынок сбыта, значит получить "карт-бланш" в установлении цены и ее изменений, получить большую прибыль и улучшить свой имидж.

Некоторые компании Японии первую партию нового товара продают по цене ниже его себестоимости. Идут на это осознанно. Потому, что снижение цены на товар, который уже выведен на рынок подрывает, имидж фирмы, его продающей (как и имидж самого товара). Ведь так поступают с теми товарами, на которые нет спроса, которые не нужны (в Америке такие товары относят к четвертой группе "дохлая собака". Их продают по какой угодно цене, чтобы освободить от них торговые площади и, в то же время, не выбрасывать их на свалку, за что нужно платить). И лишь изучив спрос, цену повышают. Но такое невозможно в случае, если подобный товар был раньше выведен на рынок другой фирмой. Ведь начинается конкурентная борьба, в которой никто не может себе позволить отстать, упустить время.

Очевидно имеет смысл в этом месте сделать отступление от темы для того, чтобы несколько расширить понимание о времени.

Мы уже говорили, что, человечество использует множество количественных показателей: длину, ширину, высоту, массу, давление, температуру и другие, а качество определяется только одним показателем - временем (иногда трансформируемым в надежность). От того его чрезвычайно высокая значимость.

Именно этим и объясняется пристальное и постоянное внимание к нему со стороны исследователей, ученых, специалистов, которыми написано и издано множество книг и статей. Л. Зайверт пишет: "...время. А оно - бесплатное добро, и каждый имеет его в равном количестве. При этом время - один из самых дорогих ресурсов"/3/.

Уолтер Уильямс, например, характеризовал его так: "Есть одна вещь, которой каждый из вас обладает в абсолютно равных количествах. Эта вещь - время". Чаплин Тэйлор "разоблачил" его: "Время - наиболее безжалостный и наименее гибкий элемент нашего существования"/1/. Питер Ф. Друкер определил его значимость и размер: "Запас времени бесконечно мал, и если вы не можете управлять им, то вам не удастся управлять ничем"/2/. А Джон Китчинг, задавшись вопросом, почему одна вновь возникающая корпорация преуспевает, а другая заканчивает провалом, пришел к выводу: руководители недооценивали тот факт, что с присоединением новых компаний они должны были тратить на свою работу гораздо больше времени. Особый интерес вызывает взгляд на перспективу, который высказали издатели еженедельника "Business Week": "Возможно, некоторые компании скоро начнут принимать свои главные решения, учитывая выигрыш именно во времени. Куртис Джонс считает, что вопросу кардинального уменьшения дел, которыми занимается администратор, необходимо уделять столько же внимания, сколько и вопросу максимального роста прибылей. Он предсказывает, что владельцы фирм и корпораций будут вменять в обязанности своим служащим помогать руководителям правильно распределять свое время /1/.

Почему же говоря о скорости, столько внимания уделили роли и месту времени? Да потому, что исключение из скорости времени развернет ее в линейную функцию, в количественный показатель, который называют путем. То есть исчезнет оценка качества. А ведь она - одна. Но вернемся к постулату.

Этот постулат можно назвать двигателем прогресса. Именно им руководствуются, создавая и продавая новые товары и технологии, оказывая новые виды услуг потребителям.

Но создание нового, как правило, требует значительно больших затрат, чем воспроизводство старого.

Кроме того, бизнес требует, чтобы наличный капитал постоянно находился в обороте. Как же выйти из положения? На помощь приходит знание пятого (кредитного) постулата.

<<Главная ...<<К оглавлению книги ..<Назад..Далее>

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz