- Экономическая безопасность:
- разведка и контрразведка на службе у экономики
-
- ... если своевременно обнаружить зарождающийся недуг,
- что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно,
- но если он запущен так, что всякому виден,
- то никакое снадобье уже не поможет.
- Никколо Макиавелли
Цель настоящей статьи — показать место и роль спецслужб в решении важнейшей проблемы Украины — обеспечении ее экономической безопасности. Для более полной оценки начнем издалека. “Первое разведдонесение датируется 2000 г. до новой эры: патруль в пустыне обнаружил признаки готовящегося восстания в окрестных селениях. Глиняная дощечка с рекомендациями усилить охрану городских стен была доставлена в Фивы, столицу тогдашнего Египта... Организованный в рамках госструктуры шпионаж берет начало лишь в 1909 г., когда Великобритания... создала свою спецслужбу... Германия в 1913 г., Россия в 1917 г., Франция — в 1935 г. и США — в 1947 г. Британские первопроходцы довольствовались одним кабинетом, их годовой бюджет составлял 7 000 фунтов стерлингов. Сегодняшнее ЦРУ располагает $3 млрд. КГБ имел... $1,65 млрд ежегодно, британцы 600 млн фунтов. К середине 70-х спецслужбы мира располагали сводным персоналом в 1,25 млн человек”. (Кстати, о птичках. Спецслужбы США используют для шпионажа даже голубей.) А что же контрразведка? Вот что пишет российский исследователь А. Подберезкин: “Не допускались иностранцы и в юго-восточные районы страны, где проходили торговые пути, связывавшие Персию, Бухару, Хорезм, Кавказ и Индию с торгово-экономическими центрами Московского государства. Такого рода запретительные мероприятия были вызваны стремлением не допустить иностранцев к участию в торговле драгоценностями, пряностями, шелками и тканями восточных стран, которое долгое время было привилегией исключительно русских купцов”. Как видим, контрразведка давно и серьезно занимается вопросами обеспечения экономической безопасности. Чем же озабочены спецслужбы сегодня? Теперешний премьер-министр России, будучи руководителем Службы внешней разведки (СВР) в интервью “Комсомольской правде” так очертил основное поле деятельности разведки: “В СВР создано управление экономической разведки, которое призвано решать целый ряд задач экономической безопасности России. Каковы эти задачи? Прежде всего Россия не должна вступить в мировое хозяйство в качестве сырьевого придатка — а ее к этому подталкивают. Второй аспект: мы работаем на то, чтобы удерживать наши рынки вооружений, а также выходить на рынки новые. Экономическая разведка, конечно, заинтересована и в том, чтобы ликвидировать преграды на пути продвижения наших товаров, особенно наукоемких. В ряде областей фундаментальных наук мы все-таки не отстаем, несмотря на очень тяжелое положение науки. Увы, часто нас не пускают на эти рынки, например, с продукцией космической и авиационной отраслей. Экономическая разведка должна своевременно предупреждать об угрозах, которые возникают, и о тех силах, которые за ними стоят. Скажем, о сращивании нашей оргпреступности с мафиозной зарубежной”. В том же интервью корреспонденты утверждают: “Сейчас американцы совершенно официально заявили, что они переносят упор на экономическую разведку” (этот раздел интервью назван достаточно точно: “Даешь рынок — свой и чужой!”). А вот информация об использовании ЦРУ, опубликованная в “Независимом военном обозрении” А. Светланиным: “Экономическое направление сегодня становится приоритетным в работе разведывательных организаций ведущих мировых держав. Это в полной мере относится к деятельности одной из самых могущественных разведок — ЦРУ. Защита экономических интересов США — важнейший аспект обеспечения национальной безопасности страны. И поэтому руководство Соединенных Штатов должно постоянно получать достоверную информацию, помогающую принимать наиболее эффективные решения по экономическим вопросам, без чего невозможен рост благосостояния американцев. Такова принципиальная позиция Центрального разведывательного управления, заявленная нынешним директором этого ведомства Джоном Дейчем”. Усилия спецслужб направлены на обеспечение экономической безопасности страны: “Руководство ЦРУ уверено, что добываемая разведкой информация позволяет американским бизнесменам увереннее ориентироваться в ситуации, складывающейся в России и других странах СНГ, с тем чтобы выгодно и эффективно инвестировать там свои капиталы. Вместе с тем ЦРУ использует сложную социально-экономическую ситуацию в России для получения информации о передовых научных и технических разработках, в том числе имеющих военное применение. Широко практикуется такой метод, как приглашение в США российских ученых и специалистов на стажировку, для участия в научных конференциях, семинарах и т. п., где с ними проводится соответствующая работа”. Россия вопросам экономической безопасности уделяет значительное внимание: “Что угрожает сейчас экономической безопасности России? Если изнутри, то унаследованная от прошлого структурная деформированность хозяйства (в Украине диспропорция между сельским хозяйством, промышленным производством и оказанием услуг существенно снижает эффективность управления и делает невозможным повышение благосостояния населения. — Прим. автора); низкая конкурентоспособность предприятий — следствие отсталости технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкости и ресурсоемкости, низкого качества продукции и высоких издержек производства; продолжающийся спад производства; высокий уровень монополизации, откуда — скачкообразный рост цен, недобросовестность в выполнении договорных условий, отсутствие побудительных мотивов для совершенствования производства. Но больше всего, конечно, инфляция и на ее основе — обострение социальных проблем... Все это потребовало разработки основных положений государственной стратегии в области экономической безопасности. И эта, можно сказать, исключительной важности задача решена: на состоявшемся в начале 1995 года заседании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экономической безопасности соответствующий документ был обсужден и принят” (Андрей Зверев, председатель межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экономической безопасности). В Украине только сейчас завершается разработка Стратегии обеспечения экономической безопасности Украины до 2005 года. Внешне это выглядит как отставание. Однако реально ученые нашей страны в своих разработках по экономической безопасности опережают россиян. Отсутствие до настоящего времени Стратегии связано с тем, что научные поиски в сфере экономической безопасности были (и пока что остаются) уделом энтузиастов. Но вернемся к опыту США. А. Светланин называет конкретные задачи разведки: “Сотрудники и агентурная сеть ЦРУ сориентированы прежде всего на сбор информации о запасах энергоносителей и стратегических полезных ископаемых, состоянии сельского хозяйства, видов на урожай зерновых в различных странах мира. Соответствующие доклады и справочный материал незамедлительно доводятся до сведения правительственных органов и руководителей делегаций, ведущих переговоры с зарубежными партнерами. Другое важное направление связано с детальным изучением обстановки вокруг американских торговых представительств за рубежом, причем особое внимание уделяется проблемам, препятствующим реализации экономических интересов США в той или иной стране. В частности, тщательно отслеживается и перепроверяется информация о деятельности иностранных спецслужб, против представительств американских фирм и компаний, а также их сотрудников... По личному указанию президента США Билла Клинтона в сентябре 1995 г. члены комиссии по разведке конгресса США заслушали закрытый доклад об экономическом направлении деятельности ЦРУ”. В другом месте можем прочитать: “С 1994 г. президент Билл Клинтон впервые разрешил использовать спутники-шпионы и для коммерческих целей”. Результаты бурной деятельности разведки США отражены в реакции ЕС: “Вопрос о глобальном экономическом шпионаже, осуществляемом США в рамках секретной программы “Эшелон” через свои станции перехвата конфиденциальной информации в Европе, вынесен на повестку дня заседания Совета министров Евросоюза 16 сентября. Инициатором слушания является член Европарламента от Великобритании Глен Форд. Данное решение ЕС мотивировано завершением работы парламентского комитета по расследованию обстоятельств деятельности американского Агентства национальной безопасности на территории Англии и выводами эскпертов: в последние годы США создали общемировую шпионскую сеть электронного прослушивания практически всех схем телекоммуникаций в Европе и Азии — телефонной и факсимильной связи, Интернет, электронной почты”. Итак, спецслужбы России и США прониклись пониманием важности сбора и использования экономической информации. Ясны и их задачи: расширение рынков сбыта или их полный захват (в первую очередь рынка вооружений), помощь отечественным предпринимателям в конкурентной борьбе, отслеживание продовольственной и энергетической безопасности других стран мира. Администрация США придает вопросам экономической безопасности особое значение, о чем пишет в “Вопросах экономики” А. Пороховский: “Б. Клинтон... через 60 лет после начала “нового курса” Ф. Рузвельта создал Национальный экономический совет (НЭС), главная функция которого — разработка и проведение мер по поддержанию национальной экономической безопасности. Курирует НЭС специальный помощник президента... Обеспечение экономической безопасности страны проходит красной нитью через первый ежегодный экономический доклад президента США”. А вот как оценивается тем же А. Пороховским судьбоносное значение обеспечения экономической безопасности для России: “Россия не сможет возродить свою государственность и восстановить подобающее ей место в мировом сообществе без решения проблемы своей экономической безопасности... опыт стран с рыночной экономикой, где государственные интересы — это интересы всего общества, гарант стабильного развития не государственного аппарата как такового, а всех слоев общества, всего населения... экономическая составляющая государственных интересов приобретает доминирующее значение в передовых странах... мобилизуются все необходимые ресурсы и проводятся все меры для того, чтобы экономическая безопасность государства находилась на таком уровне, который соответствует его как внутреннему, так и международному положению... вывод... национальная экономическая безопасность... решающее условие соблюдения и реализации не только государственных, но и негосударственных интересов страны”. Может быть, экономическая безопасность является “головной болью” только сверхдержав? “Остро проблема национальной экономической безопасности стоит и в Японии, и в европейских государствах, и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, и в Китае, и в бывших республиках СССР... в мире исчезают идеологические разногласия и военная конфронтация между разными общественными системами. Рыночные основы хозяйства становятся повсеместными... экономические интересы стран постепенно выходят на первый план в международных отношениях... именно экономические факторы чаще всего в современных условиях предопределяют политику государств, их поведение и взаимоотношения. В мировой рыночной экономике престиж государства в немалой степени зависит от его конкурентоспособности, которая напрямую связана с национальной экономической безопасностью”, — пишет А. Пороховский. Опыт спецслужб утверждает в мысли, что по-настоящему в них может работать только тот, для кого главной ценностью является служение Родине. Вот как об этом сказал руководитель одной из самых мощных разведок мира Исер Харел: “Безразличие — самый страшный враг национальной безопасности”. Как же выглядит Украина в сфере обеспечения своих экономических интересов? Если исходить из того, что экономическая безопасность — это система стабильного развития человека и общества, а для этого необходимо своевременное предоставление нужного количества ресурсов трех видов (материальных, финансовых и трудовых), то плохо и выглядит, и живет. Прежде всего из-за хронической и полной зависимости от поставок энергоносителей из других стран и узаконенной спекуляции ими; насильственно удерживаемой диспропорции в развитии промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг; полной несогласованности всех используемых государством мер воздействия на экономику страны; нежелания властных структур рационализировать промышленный комплекс; постоянно растущей финансовой зависимости от иностранных кредиторов; неповоротливости и продажности государственных чиновников, а также завышенной самооценки возможностей законодательной ветви власти (отсюда — несвоевременное принятие или не принятие законодательных актов, без которых обеспечить экономическую безопасность страны невозможно); некачественного управления государством, полной психологической неподготовленности населения к жизни в рыночных условиях, неспособности прогнозировать и предусматривать дальнейшее развитие экономики страны; отсутствия четко обозначенного разделения функций и финансовых поступлений между центром и регионами и многих других пороков. Потому неприятие или несерьезное отношение к созданию и функционированию органов, призванных защищать экономические интересы Украины, легко объяснить заинтересованностью правящих кланов в сохранении существующего хаоса. Не потому ли остаются без внимания предложения по переориентации Национального бюро расследований с элитарного бездействия (дублирует, и не очень удачно, работу других правоохранительных органов) на обеспечение экономической безопасности Украины? Отсутствие экономической разведки и экономической контрразведки приводит к тому, что разворовываются остатки имущества и финансовые кредиты, принимаются решения, ставящие отечественных потребителей и производителей в заведомо невыгодные условия, не возвращаются капиталы, вывезенные за рубеж. “Теневая экономика”, вместо присущей ей во всех странах мира функции пионерства в новых нишах рынка, подминает под себя все новые и новые уже освоенные ниши. Действительно, разведка требует значительных капиталовложений. И Украине сейчас тяжело ее содержать. Но ведь есть множество путей, позволяющих сократить расходы. Например, кооперирование с разведками других стран (правда, не такое, которое предусматривается соглашением между разведорганами стран СНГ, запрещающим работу против всех стран — участников соглашения. А на деле предельно ограничивающим возможности в конкурентной борьбе всех стран, кроме одной). Имеется научный потенциал институтов, подчиненных Совету национальной безопасности и обороны и Кабинету Министров Украины, которые вместо целенаправленных научных поисков зачастую выполняют мелкие, сиюминутного значения, задания законодательной власти. В СССР был Всесоюзный институт конъюнктуры, который предоставлял всем заинтересованным организациям информацию о рынках сбыта в стране и за рубежом. Украина же заключает с Россией соглашение на беспошлинную поставку 600 тысяч тонн сахара, находясь в полном неведении насчет того, каковы цены на рынках России и других стран, какие фирмы, из каких стран, по какой цене ввозят сахар и т. п. Можно создать экономическую разведку, выполняющую, в том числе, заказы предприятий и физических лиц. С платными услугами. Это будет выгодно всем “вкладчикам”. Но, прежде всего — государству. Может быть, тогда удастся кардинально улучшить состояние экономики страны и повысить благосостояние населения. А пока... ждем. Г.А. Пастернак-Таранушенко - "Підтекст"
- №40 - 41 (110-111), 11- 17 листопада 1998 р.
|