Герб экономической безопасности. Авт.св. от 4.04.2002 г. №5471. Герб економiчної безпеки. Авт.св. вiд 4.04.2002 р. №5471.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЕКОНОМІЧНА БЕЗПЕКА

Экономическое оружие и обеспечение безопасности Украины

Американский психолог Э. Титченер писал: "Спокойнее спит тот, кто лучше вооружен”. Трудно с ним не согласиться, особенно в наше время, когда все активнее используется не военное, а экономическое оружие.
Недавно ученые условились представлять безопасность как некое замкнутое пространство в виде круга, разделенного на три части: военную, экономическую и политическую. Каждая из них обозначает использова-ие методов и средств, преобладающих при разрешении конфликтов или для обеспечения безопасности государства (конечно, трудно провести четкую грань между этими составляющими, ведь, как правило, они используются одновременно).
Методы и средства экономического воздействия на противников как в политическом (конфликты), так и в экономическом (конкуренция) противостоянии применяют многие страны. Но до сих пор ни одна из них в этом не призналась (если не считать многолетние экономические блокады Кубы, Ирака, Ливии, ЮАР и так называемые торговые войны, которые имеют в большей степени рекламно-психологический, нежели реальный характер).
Украина давно испытывает на себе экономическое давление. (Для того чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать состояние украинской энергетики.) Разумеется, это должно найти отражение в отечественной стратегии обеспечения экономической безопасности.
В предыдущей статье [2] была рассмотрена финансовая составляющая экономической безопасности Украины. Теперь мы хотим представить остальные, не менее важные факторы, влияющие на благополучие страны и ее населения, — это обеспечение материальными и трудовыми ресурсами, социальный мир внутри страны.
Однако сначала необходимо привести схему Системы обеспечения экономической безопасности украинского государства — так называемого редуктора С. Воронцова (см. рисунок).
 

Он состоит из трех оболочек: распада государства (наружная), уязвимости (вторая снаружи) и чувствительности. Оболочку распада составляют три синтезированных (сложных) показателя, определяемых расчетным путем с использованием в качестве исходных данных статистических показателей, отражающих экономику государства, региона и человека-гражданина, которые образуют оболочку уязвимости. Но каждый из этих показателей есть производная от других статистических показателей, из которых состоит оболочка чувствительности. Каждый из трех показателей первой оболочки находится под постоянным контролем (мониторингом), а изменение его уровня, пересекающее оболочку защиты, требует применения мер, направленных на возвращение к прежней ситуации.

Следует отметить, что украинская модель обеспечения экономической безопасности отлична от российской. Прежде всего из-за использования Украиной интенсивных методов защиты вместо экстенсивных, применяемых Россией, которая обладает 40 % природных ископаемых мира. Именно поэтому россияне построили свою систему обеспечения экономической безопасности на отслеживании (мониторинге) 22 показателей. На основе этого с использованием теории графов ^ строится “дерево целей”, устанавливаются перечень угроз и их иерархия. (В Украине не делают этого, считая угрозой любую причину, изменяющую уровень отслеживаемого показателя до указанных пороговых критических значений.) Россияне устанавливают пороговые значения по уровню аналогичных показателей стран “большой семерки”, т.е. определяют в качестве цели достижение уровня указанных показателей в самых развитых странах мира [3].

В данной статье мы не станем оценивать Систему обеспечения экономической безопасности России. Отметим только, почему она неприемлема для Украины.
Первая и основная причина уже названа — иной уровень обеспеченности ресурсами.
Вторая причина кроется в различиях менталитета. Россия накапливала в себе творческий потенциал всего бывшего Советского Союза, и исторически значительную часть ее населения составляют пассионарии — люди с непредсказуемой логикой поступков (подробнее о пассионариях и их роли в развитии этносов см. в [1]).
Третье отличие — международный авторитет. Украина известна в мире, в основном, как заемщик, Россия — как мощный поставщик сырья, страна с могучей армией и наукой, испокон веков играющая ведущую роль и в мире, и в Европе.
Поэтому напрашивается вывод — сама ситуация требует от нас построения принципиально отличных от российских конструкции и подходов в сфере экономической безопасности.
С учетом этого на сегодня разработаны теоретические основы Системы обеспечения экономической безопасности Украины (как и основы философии науки об обеспечении экономической безопасности страны). Для того чтобы читатели полностью понимали суть, в настоящей статье в дополнение к коэффициенту финансовых возможностей государства (К фин. возм.), представленному в [2], приведем еще два расчетных элемента этой Системы.
Итак, следующий синтезированный показатель-индикатор — коэффициент обеспеченности — рассчитывается по формуле

Следует отметить, что минимальный доход определяется в разрезе регионов, а суммарная стоимость — по тому из регионов, в котором человек имеет самый низкий доход. Перечень минимальных потребностей приведен в Законе Украины “О прожиточном минимуме” (от 15 июля 1999 г., № 966-XIV). Для определения величины минимального дохода используются статистические данные страны и регионов или размер, установленный Законом Украины “О минимальном доходе”.

Второй расчетный элемент — коэффициент обеспечения потребностей государства собственными материальными ресурсами. Он рассчитывается по формуле

Коэффициент Коб характеризует состояние трудовых ресурсов и уровень социальной напряженности в обществе;
К фин. возм. — финансовое состояние,
а К соб. об. — возможности государства обеспечить свои потребности за счет собственных материальных ресурсов.
Приведенные показатели отражают состояние государства в части обеспеченности его потребностей в материальных, финансовых и трудовых ресурсах, а также уровень социальной напряженности в обществе. Остается установить своевременность поступления всех видов ресурсов, т. е. увязать приведенные показатели с временными ресурсами. Для этого необходимо составить таблицы с целью определения значений каждого из приведенных показателей в определенный год (таким образом будет отражена динамика их изменений) в Национальной программе обеспечения экономической безопасности Украины до 2005 года, которую разработают победители тендера на финансовое обеспечение этой работы. Активизация работ по созданию, производству и реализации новых видов энергетических ресурсов в сочетании с иным распределением обязанностей и функций между центром и регионами позволит выйти из нынешнего крайне тяжелого положения.
В заключение хотелось бы выразить уверенность в том, что в XXI век, царство информационных технологий и биологических энергий, наша страна войдет подготовленной и благополучной.
Украина способна обеспечить защиту своих интересов, своего суверенитета и независимости собственными силами. Это подтверждается опытом ее девятилетнего существования. Она готова к эффективному отражению нападений с применением существующих видов экономического оружия.

Литература
1. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990.
2. Пастернак-Таранушенко Г. Индексы безопасного финансирования и обеспечение экономической безопасности страны // ПЕРСОНАЛ. — 1999. — № 6. - С, 10-14,
3. Российский экономический журнал.—1997. — №1.
 
Г. А. Пастернак-Таранушенко
 
"Персонал"
№ 5, 2000 г.

<<Главная

     
    
     

© Геннадий Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Материалы сайта разрешается использовать только со ссылкой на автора. © Геннадiй Пастернак-Таранушенко, 2003-2004. Матерiали сайту дозволяється використовувати тiльки iз посиланням на автора.

Hosted by uCoz