О судьбе
“экономической
безопасности” в новых
независимых государствах
Часто
меня посещает крамольная
мысль, что занимаюсь не тем
делом, что короткую свою
жизнь посвятил работе над
быстро исчезающей наукой.
И чем ближе к концу жизни,
тем это проявляется чаще...
Очевидно, душа человека,
всегда молодая и
устремленная в вечность,
стремит себя к продлению
через увековечение, хотя,
судя по развитию
глобализации и
транснациональных
компаний, экосестейт
обречен на исчезновение,
как множество других
полезных, созданных и
забытых человечеством
наук. В развитии некоторых
из них, очень модных в
средине прошлого столетия,
автор принимал участие:
автоматизированные
системы управления (АСУ),
экономическая
эффективность - они
звучали как гимн
рациональности и именно
потому, что служили
главной цели человечества
- рациональному
использованию ресурсов,
умирали в той стране, где
были крайне необходимы. И
это было естественным:
разве мог ворующий
директор
социалистического
предприятия позволить
контролировать расход
материалов
электронно-вычислительной
машине, которая не
признавала высоких
должностей и называла вора
вором? Бурное развитие,
подразделений АСУ,
появившихся почти на
каждом сколько-нибудь
уважающем себя
предприятии, закончилось
бесславным переходом к не
прижившимся на советском
пространстве роботам и
робототехнике. И все
вздохнули с облегчением: и
в центре (устанавливавший
планы за подношения
Госплан), и на местах (клан
генеральных директоров и
их окружение), а экономика
пошла на последний штурм
жизненных высот - на
переход к
капиталистической
системе.
Это
правящий клан директоров
подписал смертный
приговор социализму,
зачеркнув его главный
козырь - равное
распределение продуктов
труда. Но могильщики еще не
знали, что тем самым
положили конец и своему
царствованию, ибо
капитализм безжалостен не
только к бедным,
угнетенным и подчиненным,
но и ко всем участникам
процессов. Нарождался
новый правящий класс -
банкиры, которые получали
прибыль за счет
использования чужих денег.
Их “алчность” сослужила
не лучшую службу
украинской экономике и ее
“флагману” - корпусу
генеральных директоров.
Сперва остро стоял вопрос
о валюте: в России остались
золотовалютные запасы,
Алмазный фонд, к ней
перешли авуары и все
имущество СССР за рубежом,
а валютные счета Украины и
ее граждан во
Внешэкономбанке СССР были
заморожены, украинская
валюта не имела
обеспечения и, стало быть,
не могла участвовать в
мировых обменных
процессах. Выход был
найден в неадекватном
обмене на российскую
валюту: пять к одному, что
означало подорожание
российских товаров для
украинских потребителей в
пять раз и удешевление
украинских товаров для
российских потребителей в
пять раз. В те времена 60%
предприятий Украины
работало по кооперации с
российскими
предприятиями, получая из
России сырье, материалы,
комплектующие изделия.
Неадекватность паритета
валют привела к тому, что
украинские предприятия
вынуждены были искать
кредиты для приобретения
постоянно дорожающего
сырья. Продав
произведенное, украинское
предприятие не могло
покрыть расходы даже на
его производство и для
удержания прежнего объема
выпуска продукции
вынуждено были привлекать
заемные средства. Привычка
социалистических
гендиректоров к списанию
долгов государством,
подтолкнула их (правда, во
имя сохранения
предприятий и рабочих
мест, но не из высоких
морально или этических
соображений, а в силу
желания сохранить свою
значимость) к согласию
получать кредиты под
нереальные для возврата
проценты (доходило до 1000 -
1200 % годовых!). Банкиры,
сумевшие (через верхние
эшелоны власти) ограбить
вкладчиков всех
государственных банков,
путем превращения их в
коммерческие, непомерно
завышали цены на кредиты
(да и чего им было бояться:
теряли ведь не свои, а
ворованные у людей
деньги!). Вседозволенность
ослепляла и банкиры,
подчиняясь её воле,
устремляли непомерные
аппетиты к процентам,
вернуть которые не мог
никто. И снова срабатывала
привычка жить при
социализме, дескать,
государство отдаст! Ан,
нет, в новых условиях
государство сняло с себя
всякую ответственность за
всех и за вся: “Все, что не
запрещено, разрешено!” -
этот лозунг М. Горбачева
стал знаменем
вседозволенности дикого
капитализма, ворвавшегося
на благодатную почву
постсоветского
пространства. И тут
решающую роль сыграла
культура: прибалтийские
республики с высоким
уровнем культуры
пострадали от него меньше,
а Украина, Молдова, Грузия -
больше.
Переход
к новым условиям
хозяйствования усложнился
еще одной бедой:
стремлением некоторых из
бывших “братских”
республик быть “более
равными”, чем остальные,
то есть подчинить своим
интересам экономику и
политику других вновь
образованных государств.
Свалившаяся как снег на
голову независимость не
была обеспечена кадрами
соответствующей
квалификации, особенно
спецслужб. Высшая школа
КГБ, школы разведки, иные
специальные учебные
заведения готовили кадры
для СССР, а не для
независимых государств.
Эти люди сознательно
выбрали путь защиты общего
государства и служения его
идеалам и целям, а попали в
ситуацию, в которой должны
были способствовать
похоронам СССР. При этом
перспективы были
туманными, а прошлое все
еще довлело. От того и
родилась идея путча, а во
вновь образованных
государствах этому
способствовала
незащищенность их главных
завоеваний - независимости
и суверенитета. Но История
всегда знает, чего она
хочет и твердо идет по
намеченному пути. Именно
поэтому боязнь Л. Кравчука,
первого Президента
независимой Украины, что
спецслужбы вернут страну
на прежнюю позицию,
оказалась беспочвенной.
Конечно, были и другие
объективные причины. К
примеру то, что вошедшие во
власть новые прослойки
общества ни за что с нею не
хотели расставаться, а
службисты, воспитанные на
стремлении к чинам,
почувствовали возможность
быстро вырасти в званиях и
должностях, о чем более
всего в жизни мечтали. И
новые власти это
предлагали - нужны были
национально направленные
кадры.
Вот
в таких условиях дикой
инфляции, неразберихи,
любительства в управлении
и рождалась
капиталистическая
Украина. Жизнь человека
была девальвированной и
ничего не стоила: можно
было “заказать” любого,
да и цены на заказные
убийства были умеренными.
Те же, кто имел деньги (по
началу, “твердую”, то есть
конвертируемую, валюту),
могли себе позволить все,
что их душе угодно.
Сверкающие лимузины
“новых украинских”
мчались на диких скоростях
через пешеходные переходы
на красный свет, а милицию
волновало только одно:
“Где и с кого побольше
взять и не вляпаться в
скандал с “новым
украинским”.
Однако,
Украина, в силу
ментальности ее населения,
преодолела дикий
капитализм значительно
спокойней, чем США (с 1913 по
1934 год). Преобразования
происходили медленно,
убийств было намного
меньше, зато вымирание
населения шло значительно
активней. Какую же роль
играла экономическая
безопасность в этот самый
опасный период
существования независимой
Украины? Бутафорскую.
Сперва ее не признавали,
полагая, что достаточно
государственной
безопасности. Потом,
усвоив, что в развитых
странах не
государственная, а
национальная
безопасность, спецслужбы
заговорили о
“национальной
экономической
безопасности”, не понимая
несовместимости двух
рядом стоящих понятий. Ибо
национальная безопасность
- это весь объем
обеспечения безопасности
общества, а экономическая -
лишь часть безопасности
государства, то есть того
механизма и наполняющей
его “малой” элиты,
которые общество создало
для рационального
управления общественными
ресурсами.
Однако
суть не в названии и не в
недопонимании, а в том, что
это не имело решающего
значения - никто и не
собирался обеспечивать
экономическую
безопасность страны,
богатства которой
разворовывались ее же
элитой. Ну что могла
противопоставить Служба
безопасности Украины
примитивно преступным
действиям
премьер-министра П.
Лазаренко, спрятавшегося
за депутатскую
неприкосновенность, или
некоторых бывших
вице-премьер-министров,
которых до сих пор не могут
вытянуть из этой же
неприкосновенности
Генеральные прокуроры? Что
уж тут говорить об
окружении Президента
страны? Выше головы не
прыгнешь, знания СБУ
превращались в ее крест,
который очень тяжело
нести, но нельзя бросить.
Бурные
разоблачения Григория
Омельченко - пена,
созданная для сохранения
благопристойности, по сути
дела ничего не меняла.
Более того, и сам Г.
Омельченко постепенно
погружался в болото
коррупции (достаточно
посмотреть на официально
декларированный им доход
за 2002 год). Бессилие
спецслужб подкреплялось
бесконечными и
неоправданными кадровыми
перестановками в их
руководстве: генеральный
директор предприятия О.
Дубина и нынче возглавляет
обеспечение экономической
безопасности Украины,
являясь первым
заместителем секретаря
Совета национальной
безопасности и обороны
Украины (РНБОУ). А сколько
таких же “калифов на час”
перетерпела наша страна и
ее многострадальные
спецслужбы: Т. Т. Ковальчук,
В. Я. Шевчук... Кто же из
названных был
специалистом в вопросах
безопасности? Никто. Да и
зачем такие знания были
нужны, если цель была иной -
не защита интересов
государства и общества, а
обеспечение
беспрепятственного
обогащения верхушки за
счет обворовывания
государства и общества.
Такой специальности в СССР
не обучали...
Работая
в составе Рабочей комиссии
по разработке Стратегии и
Национальной программы
обеспечения экономической
безопасности Украины до 2005
года, автор этих строк был
крайне удивлен тем, что
Украина, вся в долгах, как в
шелках (на 1 апреля 1999 года
внешний долг составлял 12,6
млрд. долларов США)
оказывается вкладывает
капитал в экономику других
стран, в частности, Панамы -
43 млн. долларов США. Почему?
В какие предприятия? И
только арест П. Лазаренко,
использовавшего при
переходе швейцарской
границы панамские
паспорта, прояснил суть
дела - премьер-министр
подготовил себе “окно” и
“лежбище”.
А
что же изменилось с тех
пор? Да, ничего. Прочтите
следующее постановление
Кабинета Министров
Украины и сделайте выводы.
- КАБІНЕТ
МІНСТРІВ УКРАЇНИ
- П О С Т А Н
О В А
- від 2
червня 2003 року №808
- Київ
- Про
затвердження Угоди
між Урядом
- України
та Урядом Республіки
Панама
- про
безвізові поїздки
громадян,
- які
користуються
дипломатичними,
- консульськими,
службовими
- та
спеціальними
паспортами
- Кабінет
Міністрів України
ПОСТАНОВЛЯЄ
-
- Затвердити
Угоду між Урядом
України та Урядом
Республіки Панама про
безвізові поїздки
громадян, які
користуються
дипломатичними,
консульськими,
службовими та
спеціальними паспортами,
підписану 20 вересня 2002
р. у м. Панамі.
-
- Перший
віце-прем’єр-міністр
України
- М. АЗАРОВ
Уважаемые
сограждане, это не для вас
ли расстарался КМ Украины?
Не вы ли собрались ехать в
Панаму?
О
какой же экономической
безопасности государства
нашей страны может идти
речь в такой ситуации? Кому
она нужна, если Верховная
Рада Украины принимает
Закон “О политике
национальной безопасности
Украины”, а Президент 19 июня
2003 года подписывает его,
хотя этим законом
упраздняется всякое
упоминание об
экономической
безопасности? И не важно,
что 17 статья Конституции
Украины, гласит: “Защита
суверенитета и
территориальной
целостности Украины,
обеспечение ее
экономической и
информационной
безопасности являются
важнейшими функциями
государства, делом всего
Украинского народа”.
Выходит, что попирается
Конституция? Во имя чего и
кого? Чью безопасность
обеспечивает такой закон и
от кого?
И
что же могут сделать
спецслужбы спокойной,
эволюционно развивающейся
Украины? Значит, снова –
борьба подковерная,
тягучая и...безысходная,
когда соперник
распоряжается всеми
ресурсами страны, у него в
руках власть и ее
механизмы, а что же у нас?
Доверие и поддержка
населения? Увы, нет.
Политические партии? Нет.
Стремление народа
освободиться от
непосильного гнета
“новых”? Нет. Вот и
остается ученым
заниматься
теоретизированием: “Чтобы
было, если бы...”.Но это
“если бы”, судя по Истории
Украины, никогда в нашей
стране не наступит.
Так
нужна ли наука об
обеспечении экономической
безопасности государства?
Безусловно. Во-первых,
потому что со временем
жизнь востребует хотя бы
часть наших идей. А
во-вторых, (это уже шутка),
потому что в новых
независимых государствах
мы сегодня живем по
принципу “как у всех - так
и у нас”. У России есть, а
мы что - рыжие? Вот о рыжих и
пойдет речь в следующем
материале.
Продолжение
следует.
|