Конкуренция
и три причины торможения
развития экономики
Украины
Конкуренция
касается всех сторон
жизни, и не только человека
и человечества, но, точно
также, и всех участников
жизненных процессов. И с
этим вряд ли кто-то не
согласится. Именно
всепроникновение делает
конкуренцию универсальным
средством, способным
изменить жизнь и судьбы
миллионов и миллиардов
людей. Ведь ее отсутствие
или наличие на верхних
этажах власти является не
только мерилом демократии,
но и мощным двигателем
прогресса.
20-21
февраля 2003 года в Киеве по
инициативе и под
патронатом Президента
Украины Л. Кучмы
состоялась конференция
“Утверждение
инновационной модели
развития экономики
Украины”, на которой автор
выступил с докладом “Три
причины торможения
развития экономики
Украины” и назвал
основной причиной
отсутствие конкуренции и
преобладание остатков
командно-административной
модели в управлении
государством.
Стремление
к рыночной экономике в
форме либерального
капитализма вступает в
противоречие с
отсутствием конкуренции в
государственном
управлении, в частности, в
банковско-финансовой
системе. Национальный банк
Украины держит “в черном
теле” 152 коммерческих
банка, которые, под угрозой
лишения лицензии на право
заниматься своим делом,
покорно исполняют все его
указания, что приводит к
недоступности
кредитования
инновационных проектов.
Ибо НБУ продает кредиты
банкам под 7% годовых, а
банки предоставляют их
участникам хозяйственной
деятельности - под 30-35 %. Но
позвольте спросить: много
ли можно найти видов
деятельности, которые
принесут такую прибыль? А
большую? И можно ли
развивать пионерский
бизнес в стране, в которой
он не финансируется?
С другой
стороны, указанная система
управления губит науку и
образование, потому что
скрещивает “корову с
собакой” и ожидает от
этого снижения расходов на
охрану полученного молока.
Да только беда - такая
корова не может давать
молоко.
Наука, по
канонам конкуренции,
использует патиентную
(хитрые лисы) узко
специализированную
конкурентную стратегию,
производит единицы, но
чрезвычайно высокого
качества и реализует их по
очень высокой цене. А
образование должно
придерживаться виолентной
конкурентной стратегии с
серийным (массовым)
производством
доброкачественной
продукции, реализуемой по
умеренной (доступной
большинству покупателей)
цене. Может ли
министерство, у которого
нет средств для
опубликования научных
трудов (монографий) в
области государственного
управления, к тому же не
имеющее квалифицированных
кадров и производственных
полигонов для подготовки
ученых, руководить наукой?
Конечно, нет. Совершенно
очевидно, что этим должна
заниматься Национальная
Академия наук Украины и
институты, находящиеся в
ее системе. Кадры должны
готовить те, кто их будет
правильно использовать.
Здесь
приведен только один
пример, а в нашей
сегодняшней жизни все
государственное
управление может
послужить подобным же
примером. К примеру, то, что
“центр” всеми силами
блокирует передачу
полномочий и бюджетных
средств “на места”,
привело к громадным
потерям. Возьмем проблему
энергоносителей.
Потребности в
энергоносителях формируют
регионы, а обеспечивает
ими “центр”, что привело к
почти двукратному
завышению оплаты нефти,
якобы, потребленной в
Украине в 1999 году. И только
лишь тщательный анализ
ситуации учеными показал,
что потреблено всего 16 млн.
тонн нефтепродуктов, но
это не предотвратило
потери за счет “бумажной”
нефти в размере 1,7 - 2,5 млрд.
долларов США (что
составило, примерно, 25%
доходной части
Государственного бюджета
Украины). Такая, с
позволения сказать,
“конкуренция” между
центром и регионами в
нынешних условиях
всепрощенчества является
дорогой к разрушению
государства.
Результатом
отсутствия конкуренции и
проявления командной
модели государственного
управления является также
ассортимент продукции
народного хозяйства нашей
страны. Украина все годы
независимого
существования балансирует
на грани сохранения своей
экономической
независимости из-за
отсутствия достаточного
количества отечественных
энергоносителей, а основу
экспорта составляют самые
энергоемкие отрасли
хозяйства: цветная и
черная металлургия,
ракето-, судно- и
самолетостроение и пр.
Почему? Разве не ясно, что
основные усилия следует
направить на
энергосбережение и
переориентацию хозяйства
на наименее энергоемкие
отрасли? Но тогда
“родная” отрасль
Президента лишится
преимуществ, а многие
народные депутаты лишатся
кормушек. Кто же такое
допустит? Хотя
долгосрочные интересы
страны требуют решений,
имеющих реальную
перспективу.
Еще одним
проявлением
нерационального
использования ресурсов
является структура
государственного
управления, наполненная
параллелизмом и ненужными
функциями. Давно вызрела
необходимость провести
функционально-стоимостной
анализ государственного
управления и снизить
затраты, путем исключения
указанных излишеств. Да,
вот беда – нет лиц,
заинтересованных в таком
ходе событий.
На
конференции автор
материала предложил
создать управление из трех
блоков: защиты человека,
защиты государства и
перспективного развития,
при этом первых два
подчинить
премьер-министру, а
последний - Президенту.
Выписать все функции,
которые ныне выполняют
(или имитируют их
исполнение) министерства и
ведомства, посчитать
сколько какая из них стоит
и сколько значит. Затем
привести управление в
соответствие значимости и
стоимости, а его кадровое
наполнение осуществлять
на конкурентной основе.
|